Уже не первый год идут споры вокруг недостатков системы тестирования на экзаменах. Однако тесты по сей день остаются наиболее востребованным и эффективным средством измерения знаний учащихся во всем мире. Но достаточно ли одних только знаний для того, чтобы стать успешным в наше время?

В этом учебном году итоговое сочинение вновь вернули в школы в качестве выпускного экзамена. Оно не предусматривает оценивания и не влияет на результаты экзамена по русскому языку и литературе, но выступает пропуском к прохождению ЕГЭ. Возврат школьного сочинения свидетельствует о том, что одними только традиционными экзаменами теперь не обойтись.

По мнению экспертов Всемирного саммита по инновациям в области образования WISE, полностью устранять тестирование нет необходимости, но и применять лишь стандартные варианты они также не советуют. На сегодняшний день существуют альтернативы, посредством которых возможно укрепление мотивации учащихся, улучшение их академической успеваемости, а также повышение уровня креативности учителей и учащихся.

Постепенное развитие компетенций. Такая модель образования предполагает переход к новому и более сложному учебному материалу только тогда, когда ученики покажут, что они усвоили предыдущие темы, а тесты им в этом помогают. Этот подход демонстрирует новый взгляд на то, в какой момент и при каких условиях учащиеся проходят проверку знаний и переходят на новый уровень обучения.

Экзамен может быть пересдан, если в первый раз он был завален. Его результаты при этом не меняются, так как цель обучения состоит не в том, чтобы наказать учеников за невыученный материал, а в том, чтобы позволить им обратиться еще раз к пройденной теме и восполнить пробелы в знаниях.

За счет такого подхода у школьников появляется дополнительное время, за которое они могут изучить материал. А для того чтобы избежать применения одного лишь тестирования, в качестве итогового экзамена можно дополнить тесты творческой работой. К примеру, по обществознанию может быть дано задание написать обращение к президенту, в котором нужно предложить собственно-разработанные стратегии в области международной политики. При этом такое обращение должно включать в себя не только действия, предлагаемые учеником, но также и подробную аргументацию, почему они должны быть приняты (с историческими доказательствами и учетом предыдущих политических действий).

Система введения разнообразных микротестов. Как известно, контрольные тестирования являются необходимой составляющей образовательного процесса. С их помощью достигается лучшее усвоение новой информации, а также оперативное обнаружение недостатка знаний. Из-за этого на тесты возлагаются большие ожидания: по их результатам оценивается работа учителей, школ и даже целых районов; они показывают прогресс ребят и определяют их будущее. При этом их истинное назначение – это выявление зоны развития учащихся.

В последнее время все чаще выдвигаются предложения о полном отказе от тестов. Но такой вариант вряд ли принесет желаемый результат. Оптимальным выходом здесь является расширение их спектра и снижение значимости каждого теста в отдельности. Такой подход предполагает применение множества разных микротестов со своими определенными функциями. Широкое разнообразие позволит учащимся всесторонне проявить себя, а экзаменаторам – увидеть полную картину сильных и слабых сторон учеников, благодаря чему появится возможность углубить изучение дисциплин, к которым у них есть склонности, и «подтянуть хвосты».

Использование новейших технологий. Некоторые преподаватели стремятся вложить в учеников как можно больше учебной информации с целью получения ребятами высоких баллов на экзаменах. При этом педагоги не уделяют внимание тому, чтобы полученный материал хорошо усвоился и перешел из области краткосрочной памяти в долгосрочную. А ведь тестирование может стать прекрасным способом закрепления знаний.

Очевидный недостаток бумажных тестов состоит в отсутствии своевременной обратной связи, которая смогла бы сделать учебный процесс более эффективным. Практика показывает, что пока учитель проверяет работу, учащиеся уже забывают, что они написали. Компьютерные технологии и дистанционное обучение способны качественно ускорить данный процесс. Онлайн-тестирование предоставляет немедленные результаты, благодаря чему учащиеся могут проработать свои ошибки и закрепить учебный материал, повторно сдав тест.

Рособрнадзор, например, рассматривает возможность проведения устных экзаменов в режиме онлайн взамен традиционного письменного ЕГЭ. Принимать данные экзамены будут преподаватели ВУЗов страны. Такая дистанционная аттестация может проводиться под присмотром федеральных и общественных наблюдателей. Хотя, возможно, дистанционная аттестация в таком формате будет не по всем предметам, которые обычно сдают на ЕГЭ, так как уровень знаний по некоторым из них можно проверить только посредством выполнения практических заданий.

«Каверзные» вопросы. Эксперты WISE уверены, что обучить школьников мыслить намного важнее, чем вложить в них знания. Благодаря современным технологиям и интернету открывается быстрый и легкий доступ к огромной электронной библиотеке. Именно поэтому образовательные системы в современном мире направлены на то, чтобы развивать в ребятах основной навык 21 века, который заключается в способности проявлять нестандартное мышление. Для того чтобы определить, появился ли прогресс и стали ли учащиеся мыслить шире, следует задавать им нестандартные вопросы.

С помощью необычных вопросов можно оценить способности школьников к критическому мышлению, рассуждению и пониманию разнообразных явлений. Данный подход заставляет учащихся выходить за рамки и ограничения, открывает им широкие возможности для фантазии и воображения, а учителю позволяет получить мгновенную обратную связь. При этом необходимо, чтобы такие вопросы расширяли у школьников кругозор, обогащали образовательный процесс, а ответы не обсуждались в контексте правильных и неправильных.