Экстернат – это самостоятельное обучение с последующей аттестацией в школе. Существует федеральное положение об экстернате, накоплен большой практический опыт в образовательных учреждениях, большое количество семей прошли через эту форму обучения.

В Москве эта форма обучения практикуется уже много лет, можно с уверенностью сказать, что не менее 10-15% выпускников заканчивают школу в форме экстерната. Правда, переходят на экстернат учащиеся уже в старших классах, обычно в 10-м, реже в 9-м классе.

Сначала это делалось для того, чтобы иметь возможность совместить обучение в школе с посещением подготовительных курсов в вузах, занятия на которых проводились два-три раза в неделю.

Введение ЕГЭ не только не остановило процесс ухода учащихся из школы, но и подстегнуло его.

Экстернат до нового Закона об образовании в РФ

Федеральное Положение о получении общего образования в форме экстерната было принято в 2000 году, и именно это сделало возможным реализовать право на выбор формы обучения для большого числа учащихся.

В конце 90-х годов практически все вузы в Москве имели свои подготовительные курсы, иногда с двухлетним сроком обучения, с занятиями по два-три раза в неделю. Выдержать такую нагрузку, оставаясь на очном обучении в школе, было невозможно, и учащиеся массово начали переходить в экстернат. Иногда из школы уходили лучшие учащиеся целыми группами, остановить этот процесс было невозможно, и уже через несколько лет эта форма получения образования учащимися старших классов в Москве стала очень популярной, если не сказать модной.

Школы на это реагировали, конечно, негативно, жаловались в Департамент образования или возмущались, рассказывали учащимся и родителям, что они совершают ошибку и не получат хорошего образования, но все это уже не имело никакого значения.

Учащиеся уходили в экстернат, занимались в интенсиве экстернатов, на подготовительных курсах, с репетиторами, в итоге их шансы на вступительных экзаменах были существенно выше, чем у абитуриентов после традиционного обучения. И обычно именно на подготовительных курсах учащимся сообщали, что для поступления в их вуз нужно серьезно готовиться, а для этой работы нужно освободить время и переходить в экстернат.

В итоге школы, пытаясь удержать своих учащихся, открывали эту форму обучения у себя, что, в свою очередь, приводило к росту количества экстернов. По разным оценкам число выпускников школ, обучавшихся экстерном, достигло 20% от общего числа выпускников. Но такая ситуация сложилась только в Москве, по всей стране экстернат стал применяться только как альтернатива семейному образованию после отмены федерального положения о семейном образовании.

В 2007 году правительство Москвы принимает положение о формах получения образования в государственных образовательных учреждениях города Москвы, реализующих общеобразовательные программы. Оно только подтверждает право учащихся на выбор форм получения образования, перечисленных в Законе об образовании, но оно стало первым в стране после отмены федерального положения о семейном образовании.

И поскольку в этом положении регламентируется не только экстернат, но и семейное образование, оно дало возможность родителям действительно выбирать форму получения образования.

Как-то само собой сложилось, что на семейное образование переходили учащиеся младших классов, а старшеклассники в экстернат, хотя никаких ограничений по возрасту или по классам ни одно из положений не содержало. Экстернат давал больше свободы, поскольку аттестация могла быть только промежуточной и итоговой, никаких других форм контроля не предусматривалось, более того, в федеральном положении количество экзаменов в течение учебного года не могло быть больше 12, а это жестко ограничивало попытки школы или чиновников устроить дополнительный контроль уровня подготовки.

В Москве прижился термин «интенсив» именно так стали называться занятия в экстернатах по школьной программе. Обычно занятия проводились два-три раза в неделю в школе, а остальное время учащиеся занимались самостоятельно, на подготовительных курсах или с репетиторами. Часто 10-11 классы учащиеся заканчивали за один учебный год, что позволяло иметь в запасе один год для поступления в вузы. Это было особенно важно для мальчиков.

С введением ЕГЭ ситуация мало изменилась, место подготовительных курсов заняли курсы подготовки к ЕГЭ, все остальное осталось по-прежнему.

Экстернат и новый закон об образовании в РФ

Новый закон должен расширять возможности образовательных организаций и родителей в использовании различных форм обучения. Практика применения таких форм обучения, как экстернат и семейное образование, должна найти свое продолжение и развитие в новом Законе.

Что же он предлагает?

Обучение в образовательных организациях – очная, очно-заочная и заочная формы; обучение вне организаций – семейное образование и самообразование.
Экстернат, как форма обучения, в новом Законе не предусмотрен.

Вместе с тем дети, обучающиеся в форме самообразования или семейного образования, могут экстерном пройти промежуточную и государственную итоговую аттестацию.

Экстерны, в свою очередь, это лица, зачисленные в образовательную организацию для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации.

Какие основные проблемы в таком подходе?

Разрушение существующей практики при отсутствии ясного понимания особенностей каждой формы обучения приведет к невозможности продолжения обучения по такой существующей сейчас форме, как экстернат.

Иными словами, единственная форма обучения, которая широко используется во многих регионах, c принятием нового Закона просто исчезает.
Выводя семейное обучение и самообразование из образовательного учреждения, Закон с одной стороны освобождает эти формы от жесткой регламентации, с другой – лишает существующих в настоящее время прав. Например, от права на использование библиотечного фонда, консультации, посещение лабораторных и практических занятий, вернее, все это возможно только во время аттестации, ведь в Законе специально оговаривается, что экстерны пользуются академическими правами обучающихся при прохождении аттестации.

А самое главное – отсутствие нормативных документов, регламентирующих эти формы получения образования, без них статьи Закона остаются декларативными.
Но несмотря на все минусы нового Закона в части форм получения образования, нужно учесть следующее:

  • учащиеся и родители имеют право на выбор форм получения образования;
  • можно пройти промежуточную и итоговую аттестацию экстерном.



Галина Мисютина для журнала «Ваши права».

Новый закон об образовании РФ и экстернат