Автор: Елена Шарова.

Несмотря на разнообразие форм и концепций современного образования, выбрать ребенку подходящую школу зачастую нелегко. А ведь детей можно учить и дома — закон позволяет.

Официально такая форма называется семейным образованием, и разрешена она уже целых десять лет (хотя мало кто об этом знает).

Статья 10 Закона об образовании Российской Федерации. Формы получения образования: «С учетом потребностей и возможностей личности образовательные программы осваиваются в следующих формах: в образовательном учреждении — в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования, самообразования, экстерната. Допускается сочетание различных форм получения образования». Перед тем как начинать повествование, давайте определимся с терминами. Семейное образование нередко называют домашним, а его, в свою очередь, путают с надомным. Напрасно: на языке Министерства образования словосочетание «надомное образование» означает обучение детей, которые в силу тех или иных причин не могут посещать школу, поэтому к ним приходят учителя. Между прочим, совершенно бесплатно. Если же вы возьметесь обучать ребенка своими силами, вам государство еще и деньги должно выделить. Как водится, небольшие, по региональным нормативам, но и они лишними не бывают: ведь на семейную форму обучения обычно переходят люди небогатые. А те, у кого есть деньги, отправляют ребенка в частную школу.

Теория

Когда читаешь нормативные документы по семейному образованию, все выглядит легко и просто: подал заявление директору школы, где учится ребенок, и учи его, родимого, на дому. Только не забывай приводить в школу на аттестации, тогда, в конце концов, недоросль получит аттестат зрелости как приписанный к данному учебному заведению. Отчитываться за пройденное можно по четвертям, полугодиям или только раз в году. Но не реже: сдавать курс какой-либо дисциплины, скажем, за прошедшие два года нормативные акты запрещают.

Отдельно стоит сказать о форме аттестации. Например, в начальной школе освоение детьми программы оценивается с помощью контрольных работ. Значит, таким же образом нужно проверять знания-умения-навыки ученика, которого учат родители. В старших классах форму аттестации (зачет, экзамен, тест) и ее частоту (по четвертям, полугодиям или только в конце года) устанавливает школа.

Форму и срок проведения промежуточной аттестации (за девятый класс) и итоговой (за одиннадцатый) устанавливает министерство.

Теоретически, ребенок, который грызет гранит науки дома, может пользоваться школьной библиотекой и учебными лабораториями, а также получать одну двухчасовую консультацию перед каждым экзаменом. Как показывает опыт, при правильной постановке дела все эти «бумажные» права становятся реальностью.

…и практика

Легко и просто все только на бумаге. А когда вы принесете директору заявление о переводе ребенка на семейную форму образования, скорее всего, он немало удивится. Какое, дескать, такое семейное образование? Знать ничего не знаю.

Не верьте, прекрасно знает. Но зачем ему лишние заботы? К тому же, с точки зрения школьной администрации, уход от общепринятых форм обучения наносит удар престижу школы. Поэтому, чтобы добиться положенного по закону, придется досконально узнать обо всех тонкостях семейного образования.

Перед тем как класть заявление на стол директора, загляните в школьный устав: вдруг такая форма там не предусмотрена? Тогда придется подыскать другую школу. Впрочем, подобный случай, скорее, из области фантастики. Если же с уставом проблем не возникло, приступайте к подробнейшему изучению нормативных документов. Найдите типовой договор, все подзаконные акты (их немного), пояснения министерства. Спрашиваете, где? Естественно, в центрах семейного образования, у тех смельчаков-первопроходцев, кто этот путь уже одолел.