Ситуации, в которых переход в экстернат является решением проблем. Рассказывают учащиеся экстерната.
Сегодня экстернат (семейное образование, самообразование) является реальной альтернативой классическому школьному образованию. Причём, степень погружения в эту альтернативность зависит от необходимости. Можно выбрать полностью дистанционное обучение, можно периодически посещать занятия. Ситуации, которые в той или иной степени требуют нового подхода к организации процесса обучения, различны. По сути можно выделить несколько основных: необходимость интенсивного обучения, недостаточное качество школьного (сложности со школой) образования, нехватка времени (учащийся увлечён музыкой, спортом, творчеством и пр.), проживание за рубежом.
Сложности со школой
- Учащийся недавно сменил школу, в новой школе не сложились отношения с учителями и/или учениками, пропало желание учиться, резко снизилась успеваемость, начались прогулы.
Антон Н.: «Так случилось, что после 7 класса я перевелся в профильную школу, нагрузка сильно увеличилась и из-за нехватки времени успеваемость резко упала. Закончив 10 класс, понял, что единственно правильным решением будет перейти на другую форму обучения — в этом помог экстернат. График позволяет заниматься дополнительно подготовкой к ЕГЭ. Теперь я успеваю заниматься в школе, на курсах подготовки к ЕГЭ, спортом. А главное – моя успеваемость улучшилась»
- Плохой класс, школьное окружение: одноклассники заняты чем угодно, кроме учебы, учиться в таком классе практически невозможно.
- Недовольство школой: много времени тратится на непрофильные предметы, по которым не нужно сдавать ЕГЭ. Нужно освободить время для подготовки к предметам ЕГЭ, сократив его затраты на другие предметы.
Анастасия А. : «Я училась в школе с углубленным изучением китайского языка, но в 8 классе возникло недопонимание с преподавателем из-за недостаточной загруженности по его предмету. Так как математика – основной предмет для сдачи ОГЭ, я подумала о переходе в другую школу на домашнее обучение. Занимаюсь дистанционно по всем предметам, готовлюсь к ОГЭ на курсах, в школе сдаю экзамены. Теперь всё получается»
- Отношения в школе нормальные, бесконфликтные, но складывается впечатление, что просто уровень требований в школе занижен, учащийся практически ничего не делает, возникают опасения по поводу подготовки к предметам ЕГЭ + «праздность – мать всех пороков»: “ничегонеделанье” приводит к дурным склонностям и привычкам.
- Или, наоборот, уровень требований в школе завышен, ребёнок перегружен занятиями, сильно устает, нет ни времени, ни сил как для подготовки к ЕГЭ, так и для каких-либо других занятий, кроме школьных.
- Учащийся часто болеет, много занятий регулярно пропускает.
Анжелика К.: «В 7 и 8 классах постоянно болела, часто пропускала школу, это, конечно, вызывало много вопросов в школе, про большие пробелы в знаниях даже и говорить не хочу. Решила перейти на домашнее обучение в 9 классе — поправить здоровье, постараться восполнить пробелы в знаниях и, конечно, подготовиться к ГИА. Я перешла на домашнее обучение – на всех занятиях, как самостоятельных, так и с преподавателями онлайн я оперативно, не выходя из дома, получала ответы на сложные вопросы. Я существенно улучшила свои результаты и успешно сдаю пробные ГИА»
В школе реорганизация, управление расстроилось, расписание нарушается, учителя меняются или увольняются, вряд ли можно рассчитывать на хороший аттестат и результаты ЕГЭ. Простая смена школы приведет, скорее всего, только к дополнительной потере времени.
Нет времени на школу – учащийся серьёзно увлекается музыкой, спортом, творчеством
- Учащийся серьезно, практически профессионально занимается музыкой (спортом, балетом). Совмещать эти занятия с ежедневными занятиями в школе не удаётся, нужно перераспределить время, сменив форму обучения.
Павел К. «После 9 класса решил перейти в экстернат. Ведь я профессионально занимаюсь спортом: очень много тренируюсь, постоянно на сборах и совершенно не успеваю посещать уроки в обычной школе. Мы с родителями начали активно искать школу: оказалось, многие спортсмены изначально учатся дистанционно. Находясь в любой точке мира, могу заниматься онлайн, выполнять все домашние задания дистанционно, а в школу приезжать сдавать все очные работы несколько раз в год. Форма обучения, не предполагающая ежедневного посещения, буквально спасла меня».
Дарья А.: «Я выступаю за Молодежную Сборную России по художественной гимнастике и большую часть времени провожу на спортивных сборах или соревнованиях. В школу при таком графике ходить почти не получается, но я понимаю, что учеба очень важна для моей будущей жизни. Сейчас у меня есть возможность заниматься онлайн с преподавателями по русскому и математике в удобное для меня время и успешно готовиться к сдаче обязательной государственной аттестации».
- Учащийся слишком перегружен, нет возможности полноценно уделить время школьной программе.
Нина П. «Я уже много лет профессионально занимаюсь хоккеем. Несколько лет являюсь игроком Молодежной Сборной России. Но связывать свою жизнь только со спортом я не хочу, поэтому учеба для меня тоже очень важна. В будущем мне хотелось бы заниматься журналистикой. Дистанционное обучение для меня – это возможность заниматься любимым спортом на высоком уровне и получать необходимые знания.»
Проживание за рубежом
- Ребенок живет с родителями за рубежом, нужно получить российское образование.
Мария Ш. : «Я живу в Великобритании, но учусь по российской программе. Можно вставать и заниматься в соответствии со своим самочувствием и планами. Главное, ни в коем случае не давать себе запустить прохождение школьной программы. Суть дистанционного обучения не в возможности пуститься в свободное плавание, оставив учебу на дне океана, а научить себя работать согласованно со своими желаниями/занятиями».
- Учащийся учится за рубежом, но ему нужно параллельно получить российское образование.
- Учащийся планирует учиться за рубежом, нужно ускоренно пройти курс полной средней школы, чтобы потом не учиться одновременно по двум программам.
- Учащийся живет за рубежом, учится в местной школе, ему нужно получить еще и российское образование, не обязательно ускоренно.
- Учащийся несколько лет прожил за границей, пропустил несколько классов российской школы, нужно получить российское образование.
Необходимость интенсивного обучения
- Учащийся пропустил учебный год по разным причинам, необходимо «догнать» сверстников.
- Ребёнок поздно пошёл в школу.
- Необходимо наиболее эффективно использовать время, закончить школу раньше и поступить в вуз.
Анна Ш.: «У меня катастрофически не хватало времени на подготовку к ЕГЭ по истории, чтобы поступить на искусствоведение, поэтому и пришло в голову выпускной год отучиться в экстернате. Сейчас хоть и расписан каждый день недели, но я все успеваю, учусь в школе 2 дня в неделю, готовлюсь к ЕГЭ, математика идет тяжеловато, правда :), занимаюсь на курсах подготовки в ВУЗ и прекрасно себя чувствую. Уверена на 100%, что сдам все на отлично.»
Валерия П. «Пока читала отзывы о лицеях, встретила информацию об экстернате и поняла, что для меня это наилучший вариант. Во-первых, это хорошая подготовка к институту: в экстернате ты прослушиваешь курс лекций, занимаешься дома и потом сдаешь экзамен. Во-вторых, у меня появилось больше времени для подготовки к ЕГЭ — заниматься дополнительно с репетиторами и ходить на курсы в институт. Конечно, нагрузка большая и сначала было немного страшно, вдруг не справлюсь. Поступая учиться в экстернат надо понимать, что там за тобой никто не будет бегать, все исключительно в твоих руках, но я считаю это того стоит.
Анна В. «Закончила 10-11 класс за один год – дистанционная форма обучения очень понравилась. Я поступила с хорошими результатами в институт с первого раза! заочная форма позволила готовиться мне к профильным экзаменам, не тратя лишнее время на второстепенные предметы. Правда, заставлять себя заниматься порой сложновато, но зато потом результат лучше!»
Влад А.: «Очень хотелось после 9 класса пройти программу 10 и 11 класса за один год, чтобы в дальнейшем полноценно заниматься моим любимым делом – музыкой, пением. Учитывая, что я посещаю занятия несколько раз в неделю, мне удается распределить нагрузку школьной программы, подготовку к итоговой аттестации и профессионально заниматься творчеством, записывать новые песни»