Многие отмечают, что дистанционное обучение имеет большое количество преимуществ. Но одно дело, когда об этом говорят эксперты, а другое — сами учащиеся. Мария Шикула, одна из немногих, получила максимальные 42 балла за ГИА по русскому языку в этом году. Сейчас живёт в Великобритании. В интервью она рассказала нам о том, каково учиться дистанционно.— Почему Вы решили перейти на дистанционное обучение?

— Думаю, стоит начать с того, что в школе я сумела продержаться восемь лет и два месяца, начав думать об альтернативном обучении еще в 8-м классе, когда мне нередко приходилось засиживаться за уроками до неприлично позднего времени. Неоправданных размеров домашняя работа, написание сочинения или реферата, подготовка проекта или презентации, заучивание редко употребляемых терминов, том алгебраических примеров — виновники недосыпа разнились, но всех их объединяло слово «школа».

Такой «негнущийся» график, очевидно, портил и здоровье, и настроение. А почему дистанционное обучение оказалось для меня настоящим «золотым билетом», думаю, и так понятно: бесценная возможность планировать время самостоятельно и выполнять задуманное без риска получить сердечную недостаточность или оценку ниже «четверки» в конце четверти и освобождение от далеко не жизненно важной школьной деятельности, ворующей время.

— После перехода на дистанционное обучение, что, в первую очередь, «бросилось в глаза»? Какие отличия от традиционного обучения были особенно яркими?

— Если вы вспомните особенности раннего зимнего утра в России (а оно ужасно: дом в роли замерзшей крепости времен позднего Средневековья, с неработающей лампочкой в подъезде или другими промахами жилищно-коммунального хозяйства (ладно, возможно, я драматизирую), затем преодоление препятствий в морозной тьме с «бонусом» в виде обледеневшей за ночь долгой (или в моем случае довольно короткой, но от этого не менее рискованной) дороги в школу/ на работу/куда угодно в шесть-семь утра), то поймете, почему я, испытывая злорадное облегчение, никак не могла поверить в свою удачу.

Следующей незнакомой до сих пор для меня особенностью стал, собственно, сам учебный процесс: ты, ноутбук и тетради. В свернутых окнах браузера электронные учебники, видео-уроки от преподавателей известных гимназий, интерактивные опыты, информативные топики и все остальные материалы для лучшего изучения темы. Самостоятельно, но с возможностью онлайн-консультаций.

Пожалуй, это были самые яркие отличия от прежней учебы, которые не могли не вскружить голову на первых порах.

— Какие преимущества даёт Вам экстернат?

— К примеру, сейчас (август, 12 часов дня) я сижу в тихом, хорошо освещенном кафе с пластиковым стаканом, доверху наполненным латте, и ноутбуком с тетрадями и ручками. Понимаете, куда я клоню? Я могу заниматься в любом удобном для меня месте — дома, на природе, в библиотеке — это больше не имеет значения, в любое удобное время: с 9 до 14, с 18 до 21 и летом тоже. Вставать и заниматься в соответствии со своим самочувствием и планами. Главное, ни в коем случае не давать себе запустить прохождение школьной программы. Суть дистанционного обучения не в возможности пуститься в свободное плавание, оставив учебу на дне океана, а научить себя работать согласованно со своими желаниями/занятиями и быстро действовать в случае эксцессов. Я называю это «спи, сколько хочешь, учись, как положено».

Шикула Мария - дистанционное обучение

— Сложно ли обучаться онлайн?— Безусловно, но не сложнее, чем в обыкновенной школе. В случае с алгеброй, которая всегда давалась мне с трудом, уроки проходили так: сначала общее ознакомление с темой в учебнике с примерами и графиками, затем обязательное использование дополнительных материалов, в которых содержится важнейшая информация, требующаяся для прохождения тестов. Это видео-уроки с объяснениями, задачами, новым материалом, интерактивные тесты, содержащие решение предоставляемых заданий. В конце концов, у вас всегда есть интернет, если трудности с новыми темами все же возникнут.

Да, придется сидеть по нескольку часов и усердно разбираться в материале самостоятельно, корпеть у экрана с перерывами до тех пор, пока тема окончательно не усвоится в голове, но скажите, разве в школе вы, по сути, не проделывали то же самое?

— Некоторые скептики утверждают, что дистанционное (или семейное) образование, экстернат заставляют учащегося «закрыться» от общества, лишая его процесса социализации. Как Вы думаете (по Вашему опыту), так ли это?

— Это — самый популярный вопрос, которым меня удостаивали родители нерешительно переминавшихся с ноги на ногу друзей и знакомых, задумывавшихся о переходе на дистанционное обучение: «А как же социум?» В данном случае положение совсем не обязывает. Если у ребенка «социум» заканчивается на учителях и одноклассниках, а после перехода на заочное обучение он планирует замуровать себя в башне, то, конечно, да, «процесс социализации» несколько приостановится, но истоки его торможения будут идти все равно от наклонностей индивидуума, понимаете? Дистанционное обучение лишь поспособствует удачной обстановке для изначально асоциального человека.

Но давайте вернемся к обыкновенному школьнику, не желающему пускаться в крайности уединения в духе Сэлинджера. Неужели его общение с друзьями-однокашниками оборвется, стоит ему уйти из школы? Я говорю не про школьную массу случайных знакомых, а именно про друзей, с которыми он учился (друзей, с которыми его разделили учебные заведения/географическое положение, у него итак сложилась удачная модель общения, в которую трансформируются отношения с друзьями из школы). В конце концов, что мешает ему видеться/разговаривать с ними хоть каждый день? Было бы желание.

Удачным решением является посещение курсов для получения дополнительных навыков или кружков по интересам, как я и делала в силу появления свободного времени, где присутствуют те же наставники и преподаватели (на тему общения со взрослыми людьми). В общем, на школе социализация все-таки не заканчивается.

— Есть ли разница между дистанционной подготовкой по разным предметам, какая-то специфика?

— Разница, конечно, есть (и не важно, дистанционное обучение или нет) в силу уникальности и равноправности каждой академической дисциплины. Конкретно по отношению к заочному изучению предметов могу привести самые очевидные примеры, приходящие на ум:

Литература: полезно читать анализ произведений из обязательной программы, чтобы узнать новые факты, которые пригодятся при прохождении тестов, и получить дополнительную пищу для размышления.

Физика: удобно использовать после прочтения текста в учебнике тематические интерактивные презентации (они приводятся в конце параграфов), в которых можно проводить опыты на основании прочитанного, подтверждать теории и выполнять задания для закрепления результата.

Алгебра и геометрия: крайне информативные тесты, содержащие разбитые по тематике примеры и задачи с подробным решением, и видео-уроки с объяснением преподавателя.

Английский язык: если вы серьезно настроены в плане иностранных языков, то, очевидно, понимаете, что одного учебника с богатым материалом для тренировок может оказаться недостаточно (хотя бы из-за отсутствия разговорной практики), поэтому, например, курсы или занятия с репетитором будут немаловажным дополнением для хорошего владения языком.

— Что Вам больше помогает в процессе обучения онлайн (ведь приходится самой заставлять себя учиться, так как нет ежедневного контроля со стороны учителей)?

Вообще, лучше всего ускоряет рабочий процесс письмо от куратора с содержанием: «В субботу проверка успеваемости» или «Через два дня диагностическая работа», или «К концу недели все предметы должны быть закрыты для оформления аттестата» 🙂

Но если совсем серьезно, то приходится постоянно иметь перед глазами «укоряющий» календарь и список предстоящих грандиозных миссий вроде подготовки для сдачи ЕГЭ/ГИА, самих экзаменов или, допустим, предстоящего путешествия, что априори потребует много времени и добросовестного выполнения работы. На крайний случай нужно быть готовым не паниковать и быстро действовать и поглощать материал, если оплошность в планировке времени все же произошла.
Добавлю в качестве подопытного, что хорошие оценки со времен обыкновенной школы особо не изменились, а государственная итоговая аттестация была сдана с обнадеживающими результатами. Осталось надеяться на положительные итоги и в этом году.

— Посоветовали бы Вы другим учащимся переходить на дистанционное обучение?

Если вы знаете, чего хотите, и, исходя из прошлых достижений, имеете хотя бы толику уверенности в своих силах и способностях обучаться самостоятельно, то ответ вы и сами знаете. Используйте время и свои возможности с умом, а там и до успеха недалеко.

Беседовал Матвей Матвеев.