Одной из самых удивительных функций мозга человека является память. Запоминание информации – навык, который может быть развит в любом возрасте. Существуют различные техники, позволяющие упростить усвоение материала. Рассмотрим наиболее действенные методы по развитию данного навыка.
Погружение в сущность материала
Заучивание текста может привести к тому, что через пару часов вы будете помнить около половины выученного материала, спустя полдня – 30%, а через неделю из памяти вы в лучшем случае извлечете только 15%. В свою очередь, информация, усвоенная при вникании в смысл материала, откладывается в долговременной памяти. Она помнится гораздо дольше, особенно если время от времени ее повторять.
Техника интервального повторения
Основа закрепления материала в памяти – постоянное повторение. Намного лучше запоминаются те темы, которые часто повторяются. Чтобы запомнить, следует использовать базовые методы усвоения – записывание, хранение и извлечение. Для эффективного запоминания любой информации нужно повторять материал через несколько часов, а затем – на следующие сутки, через три дня и т.п. Периоды могут увеличиваться до бесконечности. Это считается наиболее оптимальным способом систематизации знаний.
Еще одна полезная рекомендация: попробуйте объяснить самые сложные моменты родственнику, другу или знакомому. Если желающих выслушать вас не найдется, проговорите воображаемому собеседнику ту часть информации, которую сложнее всего запомнить. Во время пересказа мозг будет находить самые простые формулировки.
Использование эффекта последнего впечатления
Исследования показывают, что человек лучше запоминает информацию, расположенную в начале и конце текста. Данное явление было открыто Г. Эббингаузом. Чтобы воспользоваться этим методом, разместите наиболее важные данные в столь «стратегических» позициях. Например: картон, дождь, колонна, гараж, виолончель, техника, шея, волна, колокол. Какие слова из списка вы запомнили первыми? Картон и колокол? Верно? А как насчет слов, расположенных в середине списка? Сколько у вас получилось воспроизвести – два, четыре? Что ж, тут явно есть к чему стремиться.
Эффект края помогает усвоить даже самую труднозапоминающуюся информацию. Прочтите текст, выделите сложные моменты и заучите их первыми или последними. Данный метод усвоения материала не срабатывает сразу, но дает хороший результат.
Применение метода Фейнмана
Быстро и легко изучить любую тему помогает техника Р. Фейнмана. Он создал простой алгоритм обучения, основанный на объяснении нового материала простым языком. Такая методика применима для любого предмета или дисциплины. Она включает медленное изучение и запоминание материала.
Суть метода сводится к четырем простым шагам:
- Выберите интересующую вас тему и начинайте ее изучать.
- Представьте, что вы выходите к доске и рассказываете новую тему классу.
- Вернитесь снова к материалу, если возникнут какие-либо сложности.
- Старайтесь максимально упростить материал, проверяйте правильность понимания.
Используйте визуализацию: составьте схему, подберите рисунок. Ведь большую часть информации мы воспринимаем с помощью зрения. Прибегнув к методике Фейнмана, даже из самого скучного материала можно придумать интересную историю, которую запомнит даже ребенок.
Стратегия интенсивного заучивания
С данным способом усвоения информации знаком каждый из нас, так как использовал его еще в школе. Он прост и понятен, дает неплохой результат. Записывайте все, что нужно запомнить. Выписывайте ключевые моменты от руки, причем понятными вам фразами. Если нужно, используйте маркированные списки, выделяйте самую важную информацию цветными маркерами. Это поможет не только вникнуть в суть материала, но и запомнить много информации.
И еще совет: используйте все органы чувств. Не только записывайте и читайте текст, но еще его пересказывайте.
Преодоление интерференции
Процесс запоминания ухудшается при попытке заучить схожую информацию. Чтобы этого не произошло, изучайте похожий материал в разные временные промежутки. Например, результат не заставит долго ждать, если запоминать информацию в разных местах. Смена обстановки сыграет вам на пользу, поможет избежать «каши в голове».
Старайтесь изучать материал частями – блок биологии, блок химии и пр. Организуйте процесс запоминания так, чтобы последовательно изучаемые части текста были непохожи.
Создание ментального дворца памяти
У данного метода несколько названий: чертоги разума, римская комната, дворец памяти. Суть его заключается в том, что вы возводите в своем воображении пространство. Например, средневековый замок. К каждой вещи во дворце памяти привяжите необходимую информацию. Далее проложите маршрут между образами-предметами. Теперь, когда потребуется извлечь данные в определенном порядке, ступайте по ранее проложенному маршруту. Такой подход позволит уместить в пространстве сколько угодно информации и при необходимости ее оттуда извлечь.
Сторонники привычной обстановки считают, что дворец памяти лучше расположить по хорошо известному маршруту, например, из парка у дома до любимого кафе в центре города. Некоторые для его создания используют магазин, кинотеатр, библиотеку. В любом случае это поможет овладеть приемами для эффективного запоминания необходимой информации (секретами мнемотехники).
Можно поступить по-другому: создать чертоги разума в собственном доме. В нем вы знаете каждый угол. Однако для постройки дворца памяти нужно окунуться в знакомую обстановку снова. Мысленно разместите необходимую вам информацию. Такими образами-предметами могут стать шкаф, стол, кровать, тумбочка, полка и т.п. Создание дворца памяти сродни медитации. Включите спокойную музыку и закройте глаза, представьте комнату и мысленно пройдитесь по ней. Постарайтесь запомнить все до мельчайших подробностей.
Чем лучше вы изучите новое пространство, тем лучше поможете вашей памяти. В дальнейшем вы сможете разместить там нужную информацию. Главное, желание и терпение.
Мнемотехника базируется на построении ассоциативного ряда. Разложите материал порционно по ячейкам памяти, а затем свяжите все между собой логическими нитями. Свяжите новые образы с предметами интерьера в этом дворце памяти. Важно, чтобы они выделялись последовательно. Это поможет построить понятные связи, при этом не затеряться в локациях. Помимо этого, чем необычнее будут ассоциации, тем лучше. Теперь придумайте небольшой рассказ, учитывая образы-предметы и ассоциации.
Для понимания того, как работает метод, приведем пример. Составьте небольшой список: круассан, ветка, фонарь. Затем представьте ваш «дворец памяти», точнее гостиную. Выделите образы-предметы в следующей последовательности: диван, журнальный столик, люстра. Приступайте к построению ассоциативных связей:
- Мы заглянули в гостиную и увидели, что круассан лежит на диване.
- На вазе, которая стоит на журнальном столике, нарисована ветка сирени.
- Абажуры у люстры выполнены в виде фонарей.
На первый взгляд может показаться, что все это бесполезно и глупо, но после нескольких тренировок у вас получится запомнить целый список слов. Главное, не менять пространство и последовательность шагов.
Применение мнемонических приемов
Мнемотехника позволяет запоминать большие объемы информации. Мнемонических техник существует множество, поэтому каждый сможет выбрать наиболее оптимальную для себя. Перечислим несколько простых и высокоэффективных мнемотехник, которые действительно работают:
- Цепочка ассоциаций. Придумайте сюжет, где информация связана между собой ассоциациями.
- Акроним. Создайте своего рода шифр из первых букв и слогов, чтобы запомнить необходимую информацию.
- Ключевые слова. Отметьте в предложениях слова-ключи. Используя их, вы сможете вспомнить фразу полностью.
- Рифмование. Составьте рифму, чтобы лучше усвоить изучаемый материал.
- Образ имени. Придумайте ассоциацию между ФИО человека и его отличительными чертами.
- Акростих. Сочините стих, в котором каждая строчка начинается с букв одного слова.
Все перечисленные техники могут стать мощным подспорьем при запоминании любой информации. Применяйте их, что позволит овладеть новым материалом за считанные минуты. Причем повторять его можно где угодно – в машине или на тренировке в спортзале.
Организация информации
Представьте, что ваш мозг – это большая библиотека, на каждом этаже которой находятся сотни стеллажей, заполненных книгами. Наверняка вы хотите, чтобы каждая книжка была на своем месте. Поэтому структурируйте материал, сгруппируйте блоки по темам и подтемам. Это поможет не только при запоминании информации, но и при извлечении ее из памяти. А теперь воспользуйтесь простыми приемами:
- Сконцентрируйтесь на задаче. 1-2 часа времени посвятите на изучение материала. Затем отдохните: послушайте любимые музыкальные композиции или выпейте чашечку кофе.
- Делайте перерыв. Старайтесь каждые 15 минут переключать внимание на другую задачу. Зазубривание материала ударными темпами не приведет к желаемому результату.
- Помните, что мозг лучше всего работает в определенные промежутки времени: утром с 8 до 10 ч и вечером с 20 до 23 ч. Причем в ночные часы отдыха синтезируется вся усвоенная информация. Поэтому, например, повторяемый перед сном стих запоминается лучше.
- Ходите. Ходьба улучшит кровообращение, что благотворно скажется на процессе запоминания.
- Не пытайтесь запомнить материал, если плохо себя чувствуете. Отложите задачу на время. Приступайте к освоению материала тогда, когда придете в норму.
- Поспите, если утомились. Даже 40-минутный сон улучшает концентрацию внимания, а значит у вас получится усвоить материал намного эффективнее.
- Не откладывайте в долгий ящик то, что можете выполнить сейчас. Правильно распределите время, чтобы каждый день осваивать материал равными частями, а не в ночь перед экзаменом пытаться сразу все запомнить.
- И, наконец, решайте задачи, начиная от простых и заканчивая самыми сложными, чтобы тренировать мозг по максимуму.
Помните, что запоминание – это процесс, который легко оптимизировать. Грамотная организация поможет сделать этот процесс интересным и увлекательным. Используйте различные стратегии и методики. Также важно определить, какая именно информация самая ценная. Соблюдение этих принципов поможет не только сдать экзамен на «отлично», но и обогатит ваш внутренний мир, сделав вас более успешным в разных сферах жизни.