Рособрнадзор сообщил о запуске национального исследования качества образования.
Как сообщается в пресс-релизе ведомства, в последнее время одной из главных проблем развития общероссийской системы оценивания качества образования выступает недостаточная сбалансированность и целостность механизмов и процедур по оцениванию качества образования, а также индивидуальных достижений, которые реализуются на региональном и федеральном уровнях. За счет этого нет возможности обеспечить формирование и развитие единого пространства образования, а принятие эффективных решений, которые позволяют повысить уровень образования в стране, затрудняется.
Исследования качества образования будут проведены для того, чтобы развить единое образовательное пространство в России, а также для того, чтобы усовершенствовать общероссийскую систему оценки качества образования и получить надежную информацию о состоянии системы согласно требованиям ФГОС.
В рамках данных процедур предусмотрено проведение следующих мониторинговых исследований в 2014-2015 годах:
• качества начального образования по русскому языку (в апреле 2015 года);
• качества математического образования в 5-7 классах (28 октября 2014 года);
• качества образования в сфере информатики и ИКТ в 8-9 классах (в октябре 2015 года).
В ходе оценивания качества образования в начальной школе планируется участие около 60000 человек из более чем 500 школ. Для них будут разработаны задания по 3 учебным предметам: русскому языку, математике и окружающему миру.
В ходе исследований качества математического образования будут задействованы 45000 участников, для которых будут разработаны более 2000 заданий. Данное исследование направлено на понимание причин невысоких результатов, полученных на ЕГЭ 2014 года и на решение вопросов, касающихся совершенствования преподавания в школе математики, а также выявления талантливых детей.
Оценить уровень подготовки в сфере информационных технологий планируется у 45000 школьников 8-9 классов. Для этого будут разработаны открытые банки из 2000 заданий.
Результатами планируемых исследований смогут воспользоваться образовательные организации, региональные и муниципальные органы исполнительной власти с целью анализа текущего состояния образовательной системы и формирования развивающих ее программ.
Применение результатов такого исследования не предусмотрено в качестве оценивания деятельности учителей, школ, региональных и муниципальных органов управления образованием.
Руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов пояснил, что важной задачей ведомства является исследование состояния образования в начальной и средней школе. Это связано с тем, что сделать полноценные выводы о качестве образования только по результатам, полученным на ЕГЭ, невозможно. В связи с этим национальное исследование, которое стартует в этом году, будет происходить по ступеням образования. Для обеспечения объективности будет применяться фактически технология проведения ЕГЭ.
Обсуждение результатов и перспективных направлений развития проекта будет проводиться каждый год в рамках межрегиональной конференции, посвященной качеству образования.