Открыт набор
на 2020-2021 учебный год
Скидки до 20% от школ партнеров

Нужны ли нам экстернаты?

Типичные истории

В доме, где мы живем, есть интересная семья. Их трое: бабушка, мама и дочка. Они верующие, почитают православные традиции. Бабушка имеет два высших образования. После технического института она поступила на актерское отделение. Мама — художница, расписывает храмы. Дочь Оля до 5-го класса училась в церковно-приходской школе. Эта школа только для маленьких детей. Стал вопрос о дальнейшем образовании. Мама и бабушка походили по округе в поиске подходящей школы и так и не определились. Девочка растет застенчивая, не привыкшая к условиям коллективного климата, а между тем — самостоятельная и умная. Выход был один — экстернат. Есть платные, есть бесплатные. Мама Оли решила, что от платных толку будет больше. Возможно… К тому же плата оказалась им доступной: примерно 10 тысяч рублей за один учебный год (в каждом экстернате разная). Сейчас Оля в 7-м классе. Ни она сама, ни мама, ни бабушка не жалеют. Девочка опережает на целый учебный год своих ровесников. Три раза в неделю она приезжает в школу-экстернат по месту жительства, получает учебные задания (их можно получить и через интернет) и осваивает их самостоятельно или вместе с мамой, бабушкой. Каждый семестр сдает экзамены — на «отлично»…

…Алексей уже в 14 лет маялся от школьной скуки, от нежелания учиться из-под палки и от жажды иметь собственные деньги. Как-то по дороге из школы он забежал в пиццерию перекусить. И в момент тщательного пережевывания высмотрел в промежутке полуоткрытой двери парня своего возраста. Тот суетился на кухне. Леша, недолго думая (не любил он этим заниматься), рванул к администратору по залу с просьбой принять его на работу. Ему отказали. Тогда он отправился к директору и все-таки уговорил, убедил, разжалобил. Продолжал учиться в школе, а вечерами подрабатывал. Летом после 9-го класса он ушел из пиццерии, стал торговать дисками. В сентябре записался в вечернюю школу-экстернат. За год закончил 10-й и 11-й классы. И на год раньше своих сверстников поступил в Академию бизнеса на платное отделение. Причем родители не вложили в него ни копейки. Сейчас он студент третьего курса и имеет собственный киоск, продающий диски.

Хорошо забытое старое…

Идея школ-экстернатов в принципе не нова: и в былые времена экстерном обучали рабочую молодежь из-за нехватки времени на фундаментальное образование. Также детей с ослабленным здоровьем — из-за частых пропусков уроков.

Режим учебы различен: от 2 до 4-х раз в неделю ребята приезжают в экстернат на консультацию. Они могут не заниматься в группах, а получать задания через Интернет, выполнять их дома и отправлять обратно. Если ваш ребенок в течение длительного времени находится, к примеру, за границей — такая форма обучения для него идеальна. Есть одаренные ребята, которые всерьез занимаются танцами, спортом или снимаются в кино. Или усердно осваивают языки. Для них экстернаты — счастливая возможность все успеть. Бывает, девушка забеременела уже в школьные годы. Заочное и самостоятельное обучение спасут ее от психологического шока и позволят получить образование наравне со всеми и даже раньше. Необычно? Непривычно? Но и дети у нас весьма необычные и зачастую попадают в непривычные для нас взрослых ситуации. В новом веке — новые времена!

Что же такое экстернат

Приказ об утверждении «Положения о получении общего образования в форме экстерната» вышел в 2000 году. В этом Положении определено, что экстернат — это форма обучения, которая предполагает самостоятельное изучение экстерном (учеником) программ начального, основного, среднего (полного) общего образования с промежуточной и государственной (итоговой) аттестацией в общеобразовательном учреждении, имеющем государственную аккредитацию.

По окончании обучения экстерн получает аттестат государственной школы без пометки «экстернат» — такой же, как и у обычных выпускников, полностью ему равноценный.

С тех пор не нужна весомая причина, чтобы оставить школу по месту жительства и уйти в экстернат. Почему оставить? Например, в 7-8-м классах каждый день у ребят должно быть по шесть-семь уроков плюс три часа на домашнее задание. Получается десятичасовой рабочий день. Подросток дополнительно занимается в кружках и секциях, ходит на подготовительные курсы в вуз. Разве реально все успеть? А как обидно в этом случае тратить время впустую.

Нынешняя ситуация такова: экстерном теперь стремятся обучаться многие старшеклассники в целях экономии времени при поступлении в вуз. Многовариантность и гибкость этой системы позволяет подогнать учебный процесс индивидуально к каждому ребенку, подростку, слушателю. Есть удобный вариант для будущих абитуриентов. Экзамены сдаются блочно, по окончании курса каждого предмета. Выучил физику за 10-й класс, тут же закрепил экзаменом и принялся за другой предмет… Вот вам и углубленный подход к изучению предмета. Имеется возможность пересдачи для улучшения аттестата. В экстернате гораздо легче получить аттестат с отличием, нежели в обычной школе.

Освобождение большого количества времени, целенаправленное изучение нужных предметов и воспитание в характере ответственности и самостоятельности — и есть те козыри экстерната, которые дают преимущества при поступлении в вуз.

Достоинства и недостатки

В начале о достоинствах экстерн-образования.

  • У родителей появляется возможность оптимально организовать рабочий день ребенка. Кто, как не они, знают, в какое время лучше сесть за учебники.
  • Занятия в маленьких группах эффективнее работы с целым классом.
  • Самостоятельные занятия организовывают самого ребенка. Учеба с интересом (есть цель и задачи) куда плодотворнее, чем под нажимом.
  • Дети-экстерны рано определяются с выбором профессии, наиболее целенаправленны и раньше сверстников желают приступить к работе.
  • После двух-трех месяцев индивидуальной учебы подросток сможет сам пользоваться навыком самостоятельной работы, который очень пригодится ему в дальнейшем.

А теперь — недостатки, вернее, проблемы.

  • Если для вашего ребенка обычная школа не по зубам, он плохо организован, любит улицу — экстернат расслабит его еще больше.
  • Экстернат изолирует ребенка от коллектива.
  • Дома в случае непонимания темы некому задать вопросы. Большую поддержку оказывает Интернет.
  • Обучение в основном платное.
  • Родителям необходимы поддержка и ясность для каждого случая отдельно. В настоящее время познакомиться с опытом, накопленным в области этой нетрадиционной формы обучения, можно по телефонам в Москве: (495) 748-07-13. А для других городов и сел — необходимо обратиться в свой районный центр образования.

«Общественная газета РОССIЯ», Елена Малыгина