До знаковых экзаменов – ОГЭ и ЕГЭ – времени вроде бы еще немало. Но готовиться к ним в режиме экстрима – плохая идея. Распланировать свои действия стоит уже сейчас. К тому же ноябрь – месяц предметных Олимпиад, а те, кто обучаются по программе A—level, сдают экзаменационные тесты трижды в течение учебного года, так что расслабляться не стоит. Как настроить ребенка на предстоящие испытания и избежать связанных с неминуемым стрессом неприятностей?
Психика подростка и так довольно неустойчива. А в экстремальных ситуациях нагрузка на нее возрастает многократно. Боязнь не оправдать ожидания родителей, знакомых, школьных учителей давит на него со страшной силой и мешает не то что в полную силу готовиться к предстоящим испытанием, но и просто нормально жить. Да, вам хочется видеть своего ребенка успешным, хочется, чтобы он поступил в престижный вуз и получил хорошую специальность. Но как бы ни сложилась ситуация с экзаменами – это лишь один из многочисленных вариантов, которые могут быть реализованы.
Не передавите!
Если вы привыкли делать с ребенком все домашние задания, контролировать все его действия – перестроиться будет сложно. Так что «ослабьте хватку», не дожидаясь переломных моментов. Просит ребенок проверить его на знание материала – ок, не хочет, чтобы вы вмешивались – возьмите себя в руки и не давите авторитетом.
Верьте в своего ребенка! Ведите себя с ним спокойно и уверенно. Никогда не приводите в пример более успешных одноклассников, а также детей своих знакомых и не ссылайтесь на то, что думают другие люди. Мнение соседки с пятого этажа должно вас олновать в последнюю очередь.
Не требуйте занятий «на износ». В этой ситуации лучшая позиция – выразить свою готовность поддержать, если потребуется. Просто обозначьте, что при необходимости готовы включиться, что все решаемо. Есть пробелы или недопонимание предмета или темы – всегда можно запланировать дополнительные занятия с репетитором.
В любом случае ничего фатального не случится. Задача родителей – поддерживать, вселять уверенность и давать понять, что знания и результаты, безусловно, важны, но право на ошибку есть всегда. Ребенок должен понимать настоящую значимость предстоящих событий – не преуменьшая цену возможной неудачи, но и не преувеличивая ее. За жизнь каждый из нас сдает десятки, а то и сотни экзаменов. И, вполне возможно, когда-то вашему ребенку придется столкнуться с испытаниями посерьезнее – постарайтесь это до него донести. Объясните ему — если он сделает все, что в его силах, но что-то пойдет не так — в любом случае у него будет право на новую попытку. И не забывайте, что в любых сложных ситуациях здравый смысл и чувство юмора – лучшие помощники в общении с ребенком.
Разговаривайте и обсуждайте предстоящие события и сценарии будущего. Только не стоит проецировать на него свои желания и нереализованные возможности. Подросток должен сам понимать, почему предстоящий экзамен – это важно. Важно не для родителей и окружающих, а прежде всего – для него самого. Если выбор предстоящих предметов ЕГЭ, а также выбор вуза, специальности был сделан с учетом способностей и желаний подростка, после консультаций со специалистами по профориентированию – ребенок уже осознает и понимает важность предстоящего испытания для него лично. А вот просто поделиться с ним опытом – очень полезно. Вы же тоже сдавали? И что, всегда все проходило без сучка и задоринки? Расскажите об удачах и неудачах, которые наверняка обернулись интересным опытом.
Психолог учебного центра «ЦИТО» Наталья Скачкова уверена, что в предэкзаменационный период самое главное – это сохранение психологического здоровья и тотальная поддержка подростка: «Ребенок должен чувствовать вашу уверенность в нем. Старайтесь уделять ему время, разговаривайте с ним о будущем – на равных, без назидательности. Поддерживайте связь с педагогами, которые подскажут, какие проблемы существуют, какие репетиторы нужны для оптимальной подготовки».
Не учебой единой
Нередко старшеклассники в преддверии ключевых экзаменов настолько зацикливаются на предстоящих испытаниях, что все остальное остается «за бортом» их жизни. Такой подход может привести к серьезным проблемам. Определить, что эти проблемы уже возникли, не так сложно. Внимательные родители обязательно заметят, что ребенок стал более раздражительным, вспыльчивым, агрессивным, хуже спит, плохо — или, напротив, слишком много – ест, у него появились какие-то ранее не свойственные навязчивые действия или движения (накручивает волосы на палец, стучит пальцами по столу)… Можете считать все это сигналами о помощи.
Даже если ребенок сам готов отказаться от отдыха и любых привычных увлечений – научите его «тормозить». В любом серьезном деле главное – стабильность, она, в отличие от авральных действий, дает ощущение уверенности. По мнению психолога Натальи Скачковой, важно соблюсти баланс в планировании учебных занятий и всего остального: «Помимо создания комфортных условий для занятий, родители должны помочь ребенку распланировать режим дня, в котором будет место для отдыха и полноценного сна, двигательной активности – прогулок, спорта. Постоянная учеба чревата эмоциональными перегрузками. Подросток обязательно должен переключаться на другие виды деятельности – в том числе на помощь по дому, хотя бы самую элементарную. Если вы видите, что уровень тревожности у ребенка повышен – стоит обратиться за помощью к психологу и иммунологу».
И, наконец, чуть-чуть о питании в этот сложный период. Коктейль из кофе с валерианкой – на наш метод. Ни взбодриться, ни успокоиться он не поможет. Отметем и старый миф о том, что «сахар помогает при умственных нагрузках». Диетологи советуют сократить долю сладкого в рационе школьников, но обязательно включать в него побольше овощей, рыбы, мяса, орехов. А пирожные заменить фруктами и сухофруктами, горьким шоколадом (немного, несколько долек). Кофе – не больше одной-двух чашек, в течение дня лучше пить воду с лимоном или фиточай. А вот старый добрый рыбий жир опять в фаворе – считается, что он помогает справиться со стрессовыми ситуациями.
Неврастеник с золотой медалью — это же не то, к чему вы стремитесь? Тогда вместе с ребенком осваивайте систему переключения и науку разумной поставки целей.