По мнению мировых экспертов, в скором времени могут произойти глобальные перемены в системе школьного образования. В частности, на обсуждение вынесен вопрос о введении универсального языка для преподавания.
На Всемирном саммите по инновациям в образовательной сфере эксперты собрали в единое исследование «Перспективы развития образования до 2030 года» прогнозы, касающиеся будущего данной сферы. Согласно им, в ближайшие годы в системе произойдут кардинальные изменения, которые затронут не только сам процесс преподавания, но и сопутствующие сферы.
Большинство мировых экспертов единогласны во мнении о том, что традиционная система образования давно изжила себя. Основная проблема, как они считают, заключается в том, что для всех школьников составляется единый план, не учитывающий особенности учащихся и их индивидуальные пожелания. 83% участников опроса выразили убежденность в том, что вскоре процесс обучения станет более индивидуализированным.
Изменения коснутся и роли учителя, который превратится из лектора в наставника, направляющего учащихся и подсказывающего, где искать информацию. Как сказал профессор американского университета Джон Махаффи, учителя будут выяснять потребности школьников, цели и интересы, а также способствовать им в их реализации.
Ожидается и интеграция процесса обучения с современными технологиями, за счет чего будет значительно облегчен этот процесс. Адъюнкт-профессор Международной бизнес-школы Хульта профессор Язар Джаррар подчеркнул, что глобальные и местные социальные «обучающие сети» позволят объединить учеников, педагогов и репетиторов, а также онлайн-контент с источниками знаний и даже работодателей. Общеобразовательные заведения в данном контексте будут выступать лишь в качестве организатора и контролера.
Лингвист и философ Ноам Хомский рассказал, что одной из самых ожидаемых кардинальных реформ станет перемена языка преподавания. Аналогом средневековой латыни станет английский язык.
Эксперты из России согласны со своими иностранными коллегами. В Министерстве образования и науки подтвердили, что образовательную систему ожидают перемены в силу того, что изменились сами условия преподавания. В ведомстве отметили, что сегодня основное ограничение, наложенное на образование, которое было актуальным еще 20-25 лет назад – доступ к информации – уже снято. В современном мире практика трансляции жестко фиксированного объема знаний по учебникам уходит в прошлое. В связи с этим появляется возможность сфокусироваться на новой образовательной задаче: научить детей, как пользоваться этой информацией. В такой ситуации перед педагогом стоит задача обеспечения правильного формирования представления учащихся по соответствующим областям знаний.