Каждый год, в сентябре, в российских школах наблюдается одно и то же — учителя повторяют с ребятами материал, изученный в предыдущем классе. На повторение пройденного уходит от нескольких дней до нескольких недель, а потом начинается дикая спешка: впереди — большая программа, нужно успеть всю ее освоить.
А следующей осенью — опять повторение… Таким образом, на восстановление знаний тратится много сил и времени, а все потому, что российская школа, к сожалению, построена на линейном методе изучения материала и связанной с ним неизбежной зубрежке. Преподавание идет последовательно — от параграфа к параграфу, от главы к главе. При этом школьника все время заставляют заучивать наизусть массу разнообразных данных, которые смешиваются в кучу… В итоге подросток просто перестает воспринимать информацию, отключается на уроке. Учителям все время приходится возвращать его к реальности и напоминать, что он находится на занятии. И уж совсем плохо дело обстоит с домашним заданием — ребята ленятся еще раз зубрить то, что уже, по идее, должны знать.
А известные педагоги, практикующие интенсивное обучение (интенсив), берут за основу самую сложную тему в данном разделе учебника и объясняют ее ученикам. И потом из нее уже выводят все остальные положения. Ребенок сначала видит как бы целое, всю картину, а потом разбирает ее по кусочкам. Это гораздо эффективнее, чем обычный процесс изложения материала — сначала учить отдельные кусочки (параграфы), а потом уже пытаться составить из них нечто целое. Общая картина в таком случае может и не получиться… К тому же в процессе интенсивного обучения активно используется наглядный и графический материал, создающий те самые яркие, красочные образы, которые и являются опорой для эффективного запоминания. После интенсива останется лишь переварить полученную информацию и успешно сдать выпускные или вступительные экзамены — как обычные, так и в форме ЕГЭ.
Материал подготовил Игорь Сергеев.
Специально для Газеты «Московский Комсомолец».