Открыт набор
на 2021-2022 учебный год
Скидки до 20% от школ партнеров

Контроль и самоорганизация на домашнем обучении

Вас волнует тема тайм-менеджмента на домашнем обучении? Как организовать уроки? Как выстроить день ученика, чтобы освободить время для дополнительных занятий и избежать проблем с успеваемостью? И как при этом не перегрузить ребенка?

В традиционной школе все привычно, понятно, расписано. Но вот при альтернативном образовании такая ответственность падает на плечи родителя. Итак, в этой статье приведем инструкцию как же организовать учебное пространство и время школьника дома и в любой точке мира.

Включенность родителей

Роль родителей в процессе обучения крайне важна. Их участие не отменяет даже самая отлаженная схема занятий. Они лучше других знают своих детей, их особенности, увлечения и интересы. Чувствуют, когда стоит помочь и поддержать, а когда стоит довериться ребенку и отойти в сторону. По мнению Татьяны Шелегиной, мамы выпускницы «ЦИТО» Ани Шелегиной, большую роль в успешности процесса обучения играет уровень ответственности каждого ученика:

«Все зависит от характера ребенка, его целеустремленности. Аня очень пунктуальный человек, она составляла себе расписание где-то на две недели и придерживалась этого графика, включавшего очные, репетиционные и самостоятельные занятия. У нее была цель – она очень хотела учиться в МГУ. И цели своей добилась».

Очень важно правильно оценивать силы ребенка. Дистанционные школы предоставляют ученикам возможность совмещать обучение по российским программам с международным обучением. Ольга Богатырева, мама выпускницы Дины Зеленер считает, что этот путь в первую очередь требует умения концентрироваться на поставленной цели:

«Дочка в этом году оканчивала в центре «ЦИТО» экстернат за 10-11 классы российской школы и одновременно с прошлого лета в течение года занималась по международной программе обучения. Российскую школу она окончила с золотой медалью. Тем не менее, сочетание обучения одновременно по российской и международной программам потребовало от нее высокой концентрации сил и самодисциплины».

Существование планера, учитывающего интересы ребенка и позволяющего контролировать его успехи и просчеты, очень облегчит вам жизнь. И все же в силах родителей сделать процесс обучения детей еще более комфортным и продуманным, нацеленным на результат, к которому вы стремитесь.

Четкий планер

Для альтернативного обучения обычно есть серьезная мотивация – успехи ребенка в спорте, творчестве или мечта поступить в престижный ВУЗ. Но даже самым целеустремленным детям нужна четкая и понятная система, в рамках которой они могут сочетать учебу с другими интересами. Здесь вашим помощником может стать онлайн-школа. Например, школа «ЦИТО» все вопросы планирования и организации обучения берет на себя. Схема обучения ребенка составляется с учетом всех его потребностей и интересов. После предварительного обсуждения с семьей каждого ученика предлагается оптимальное сочетание занятий. Перед началом учебного года ученик и его родители могут познакомиться с графиком обучения на весь год, расписанным понедельно.

Вам будет легко отследить, вовремя ли ребенок сдает контрольные тесты, как выполняет домашнее задание. По мнению Татьяны Бобошко, мамы ученицы 11 класса Светланы Бобошко, разработанная школой система очень упрощает жизнь детям:

«Наша дочь уже несколько лет серьезно занимается спортом. Тренировки в основном проходят вечером, поэтому учится она днем — расписание занятий, составленное школой специально для нее, хорошо адаптировано к спортивному графику. В системе размещены все темы уроков и тесты с обозначенным сроком сдачи. Это очень удобно — несмотря на интенсивный ритм учебы, у ученика высвобождается время для личных занятий».

Уроки в такси и в самолете

Если ребенок, обучающийся в традиционной школе, тратит в среднем восемь-десять часов ежедневно на школьные уроки и выполнение домашнего задания, то при самостоятельном обучении тот же результат можно получить, затратив примерно половину этого времени. Сэкономленное время при умелом подходе стоит потратить на отдых, спорт и развитие. Мало того, при эффективном планировании ученик может сам корректировать процесс обучения. Выпускница Дана Макарова считает, что два года, проведенных в «ЦИТО», развили у нее навыки самодисциплины:

«Я уже 12 лет занимаюсь бальными танцами, тренировки и выступления отнимают очень много времени. Расписание уроков позволяло мне варьировать занятия. Если я была дома, где есть стол, нормальная обстановка – то выбирала более сложные предметы, те, где нужно сосредоточиться, больше писать, что-то обдумывать. А в дороге, на сборах или турнирах я пользовалась электронными учебниками, могла заниматься между тренировками — в аэропорту, в самолете, в машине».

Семь советов родителям от психолога Натальи Валентиновны Скачковой

  1. Обучение — процесс плановый. Составление расписания может стать увлекательным и полезным занятием. Это и хорошее начало, и распределение сил на все учебные месяцы, и совместное творчество. Начните с создания собственного расписания, в основе которого будет режим занятий, предложенным учебным планером. Оформите его так, как понравится вам и ребенку, и расположите на видном месте.
  2. Теперь для вас стали более доступными дополнительные занятия и увлечения: спорт, творчество, путешествия. Вы можете по своему усмотрению распределять время на интересы ребенка и всей семьи, учитывая образовательные нагрузки.
  3. Если внешние обстоятельства позволяют, заниматься лучше примерно в одно и то же время. Психологи и физиологи считают, что оптимальное время для начала занятий – 9-10 часов утра. Особенно это касается подвижных, активных детей. Таким ученикам не стоит оставлять выполнение заданий на вечер. А вот спокойным детям уроки можно распределять в течение всего дня и даже чтение на ночь не грозит им «перегрузкой».
  4. Оборудуйте комнату или учебное пространство максимально комфортно, учитывая пожелания самого ученика. Если вы добавите к обстановке небольшие предметы оранжевого и фиолетового цвета, то это будет способствовать улучшению памяти.
  5. Залог поддержания мотивации к обучению – ваше внимание к успехам ребенка и гармоничные, доверительные отношения в семье в целом. Если заметили, что ребенок нуждается в помощи – привлекайте репетиторов, это всегда действенная мера.
  6. Дозируйте материальные поощрения ребенка за вовремя и качественно сделанные задания. Когда главной наградой за хорошую учебу будет свободное время, которым ребенок распорядится сам, ему будет достаточно удовольствия от собственной «взрослости».
  7. Если вы видите спад интереса или усталость, не надо настаивать на полном завершении задачи. Обычно такой момент наступает через полчаса интенсивной интеллектуальной работы по предмету. Перерыва в 5-10 минут вполне может хватить для передышки. Вам же не надо дожидаться звонка, чтобы устроить перемену. Пользуйтесь своей свободой.