Открыт набор
на 2020-2021 учебный год
Скидки до 20% от школ партнеров

Реформы образования дадут стране только поколение неврастеников

Профессор Георгий Шибанов, заслуженный деятель науки и техники, доктор технических наук высказался по поводу повышения эффективности и качества отечественного образования. Он выразил свое мнение относительно статьи Сергея Кравцова, руководителя Рособрнадзора «Указайки больше не будет».

Реформы образования дадут стране только поколение неврастеников

Профессор сообщил, что с момента создания Рособрнадзора сменилось уже несколько руководителей службы, каждый из которых стремился сделать вклад в совершенствование образования. К примеру, В. Болотов усовершенствовал подготовку кадров высшей научной квалификации и реформировал высшую школу; Ф. Шахмалов через чур углубил данные реформы, что довело его до ареста.

Сергей Кравцов, назначенный новым руководителем ведомства в 2013 году, решил заняться совершенствованием образовательного процесса в средней школе. Шибанов предположил, что глава службы, видимо, понял, что касаться реформирования процесса подготовки кадров высшей школы ему лучше не стоит, так как реформы, а точнее развал ВУЗов, уже давно идут под руководством министров образования и науки: Д. Ливанова, и ранее В. Филиппова и А. Фурсенко.

Кравцов, как выпускник педагогического ВУЗа, сосредоточился на совершенствовании ЕГЭ, так как в правительстве отменять его не собираются, даже не смотря на то, что большая часть населения и руководители крупнейших ВУЗов РФ относятся к данной форме выпускных экзаменов негативно. Для того чтобы отношение к ЕГЭ у населения и у глав ВУЗов изменилось в лучшую сторону, Кравцов осуществляет полезные операции, о которых он подробно рассказал в статье «Указайки больше не будет».

Большинство данных операций рассчитано на значительное увеличение количества федеральных инспекторов и онлайн наблюдателей, введение института федеральных наблюдателей, т.е. на глобальное увеличение штатных сотрудников-соглядатаев. При этом в программах ничего не сообщается о тех, кто олицетворяет собой методический аппарат совершенствования учебных программ, а также переподготовки педагогов по базовым дисциплинам средней школы, в частности, по математике и русскому языку.

В случае если прохождение учебных программ для образовательных учреждений по базовым дисциплинам не позволяет в дальнейшем полноценно продолжить образования в профильных высших учебных заведениях, тогда даже самый эффективный контроль за процедурой прохождения ЕГЭ не предоставит ожидаемых результатов.

Такой же результат ожидает и планируемые главой Рособрнадзора «неожиданные проверки». На заявление Кравцова о том, что в каждом регионе страны инструктора службы будут приезжать без предупреждения в пункты приема ЕГЭ и смотреть за тем, как там обстоят дела, Георгий Шибанов отреагировал критически. Он считает, что данный методический прием оправдывает себя в качестве выявления жуликов, мошенников и воров в финансовой сфере и торговле. Однако недоверие к честности педагогов и прочих работников школ может дать лишь обратный результат. Слова Кравцова о том, что хорошие оценки по ЕГЭ раньше продавались, а теперь, благодаря ужесточению контроля за процессом сдачи экзаменов, все будет иначе, вызывает, по меньшей мере, сомнение.

Хотя некоторые нововведения Сергея Кравцова в методическом плане можно только приветствовать. Например, полезным является введение сочинения, которое, как выразился руководитель ведомства, будет служить допуском к сдаче ЕГЭ. Это новшество будет проводиться пока что в экспериментальном режиме. Также хорошим нововведением является разделение ЕГЭ по математике на базовый и профильный уровни. Базовый уровень будут сдавать гуманитарии, которым достаточно знать предмет в бытовых целях: просчитать семейный бюджет, налоги, проценты и пр. Профильный уровень будут сдавать школьники, которые планируют в будущем поступать в ВУЗы, где математика будет одной из основных дисциплин.

Профессор выразил удовлетворение тем, что Рособрнадзор отказался от заданий ЕГЭ по русскому языку с выбором варианта ответа. На госэкзаменах по математике и литературе эта часть так же устранена. По отдельным экзаменационным предметам в будущем планируется крупное сокращение тестовых заданий. Целесообразность таких решений не вызывает никаких сомнений.

Заявление Кравцова о том, что нельзя полагаться только на успеваемость в школе, вызвала удивление Шибанова. Он предположил, что глава ведомства полагает, что принципы рыночной экономики уже могут использоваться в школьной среде, где за определенную плату учащийся может получить любую отметку. В соответствии с этим, по словам Кравцова, в этом году стартует проект «Родительское оценивание», который подразумевает размещение на сайте ведомства специально подобранных заданий по всем учебным предметам и для всех классов.

За счет этого проекта, как полагает Кравцов, родители смогут проверить, действительно ли ребенок знает школьную программу или нет, путем проведения домашней контрольной работы. Таким образом, посредством интернета служба намерена подключить к выполнению своих функций и родителей. Для того чтобы не тратить средства на выпуск учебников, обучение школьников предлагается проводить с применением электронных учебников и опять же интернета.

По мнению Шибанова, данные прогрессивные проекты не учитывают вредного влияния, которое оказывают на детский организм, глаза и психическую сферу электромагнитные излучения от ноутбуков и планшетов. Дети приближают лицо к экрану монитора на 30-40 см, тогда как удаленность глаз от экрана должна составлять не менее 75 см.

Профессор сделал вывод, что интернет, электронные учебники и отсылки учащихся и их родителей к сайту Рособрнадзора по волнующим вопросам преследуют лишь цель экономии средств на школьном образовании, а также ухода чиновников от проблем, касающихся снабжения школ необходимой методической литературой и хорошими учебниками.

Данный подход может быть реализован только в крупных городах. А вот в сельских школах, среди которых немало таких, в каких есть лишь автономные агрегаты электроснабжения, а интернет, гаджеты и другие удобства цивилизации отсутствуют напрочь, эти нововведения невозможны.

Подводя итоги, Георгий Шибанов призвал чиновников прекратить поиск легких путей и наладить нормальный учебный процесс в школах по единой программе по всей стране с выпуском и доставкой методической литературы и бесплатных учебников. Только учебники на бумажном носителе могут стимулировать школьников к потребности использовать книги в дальнейшей жизни и непрерывно повышать свои знания. Интернет и электронные учебники же могут стимулировать у детей лишь желание без перерыва проводить время у телевизора и наносить серьезный вред своему здоровью.

Удобство работы чиновников от образования приведет к тому, что страна получит поколение неврастеников, большинство из которых, начиная с раннего возраста, будут носить очки.