Старшеклассники, в отличие от своих младших товарищей, не столько заботятся об оценках, сколько думают о поступлении в ВУЗ. Ведь в этом возрасте большинство подростков уже знают, куда будут поступать. Поэтому и внимание они уделяют, в основном, только тем предметам, которые выбрали для сдачи на выпускных экзаменах. Естественно, такой подход не одобряют преподаватели и администрация традиционной школы, где считается, что ученики должны обязательно посещать и выполнять домашние задания абсолютно по всем предметам школьной программы.
В этом случае есть выход – самообразование. Такая форма обучения предполагает самостоятельное изучение учебного материала, с промежуточной и итоговой сдачей аттестации в учебном заведении, к которому приписан старшеклассник. Это удобный вариант и для тех подростков, которые серьезно занимаются спортом, музыкой, танцами и т.п. Ведь на эту деятельность нужно времени не меньше, чем на учебу, а еще важно, чтобы время тренировок или репетиций не совпадало с уроками. И это возможно!
В зависимости от индивидуальных особенностей ученика, можно подобрать и программу. Например, можно проходить материал в ускоренном режиме и пройти два стандартных школьных года за один. А можно сделать упор на углубленное изучение выбранных предметов с репетиторами. Есть возможность обучаться, посещая лекционные курсы с определенной периодичностью, а можно – полностью дистанционно.
Разговор с экспертом
На вопросы отвечала руководитель информационной службы
Михайлова Наталия Петровна.
— Как подобрать ребенку лучшую для него программу?
— Первое с чего необходимо начать – с диагностики знаний, с выявления пробелов прошлых лет и текущей программы. Важно понимать, где слабые места и к чему нужно будет готовиться в течение года. Как будет готовиться к ЕГЭ? В какой ВУЗ он будет поступать, как следствие, какие результаты нужны на ЕГЭ? Вот тот минимум вопросов, ответы на которые необходимо знать учащимся и родителям, чтобы подобрать оптимальную программу обучения.
— Чем руководствоваться при выборе школы?
— Пониманием особенностей и принципов работы в рамках самообразования и готовностью школы работать в рамках этих форм.
— Какие особенности обучения в форме самообразования?
— Использование различных форм обучения, их сочетание при составлении учебного плана, возможность обучения по индивидуальному учебному плану, возможность использования дистанционных и интенсивных технологий, ускоренное обучение (то есть возможность за 1 год пройти программу 2 лет), модульное обучение – все это позволяет гибко разработать расписание для выпускников, освободить время для подготовки к ЕГЭ, к вступительным экзаменам в вузы.
Такой гибкий подход к организации учебного процесса позволяет учащимся не только подготовиться к итоговой аттестации, но и заниматься параллельно по международным программам. Это касается не только учащихся, которые обучаясь в зарубежных школах, продолжают учиться по российским программам.
Самообразование должно происходить на основе грамотного управления своим временем, правильной расстановки приоритетов и системным подходом к обучению. Тогда эффект не заставит себя ждать!