По решению Минобрнауки России выпускники школ этого года вновь откроют для себя особенности написания итогового сочинения. Задание, которое было привычным для школьников и учителей еще 10 лет назад, может стать серьезным испытанием для учеников, которые заканчивают школу в ближайшие пару лет.
Итоговое сочинение, как и любое нововведение, вызывает множество вопросов у выпускников, учителей и родителей. Как стало известно, балльная оценка за сочинение не предусматривается: только зачет или незачет. Но результат, полученный на этом задании, будет напрямую влиять на допуск к итоговой аттестации. У старшеклассников всего будет 3 попытки: в декабре, феврале и апреле.
Пока что темы сочинения остаются в секрете. Как и раньше, они станут известны только на самом экзамене. Темы сочинения разделены на 5 направлений, список которых можно посмотреть на сайте ФИПИ .
Известный казанский педагог, учитель русского языка и литературы, а также завуч школы № 72 Роман Гузенфельд прокомментировал возвращение итогового сочинения в школы. Он отметил, что сочинение, по большому счету, никуда и не исчезало: ЕГЭ по русскому языку всегда включало в себя и сочинение. Однако, из-за норм ЕГЭ, за 10 лет существования этой формы госэкзаменов была подорвана структура и содержание того, что принято считать сочинением. Оно было сведено к интерпретации текста, предложенного в задании, а ограничительные требования к заданию во многом обезличили итоговую работу.
По мнению педагога, сочинение является нужным заданием, так как современные дети имеют трудности с грамотным письменным изложением своих мыслей. Это происходит потому, что уже в начальной школе дети начинают меньше читать. Применение интерактивных средств во время уроков вытеснило живую речь детей и учителей. А замена тетрадей и ручек электронными учебниками и планшетами в некоторых экспериментальных школах грозит разучить детей и писать.
Гузенфельд уверен, что итоговое сочинение, скорее всего, вызовет у школьников сложности. Это связано с тем, что сочинение было возвращено в итоговую аттестацию слишком скоропалительно. Школам было предоставлено 3-4 месяца на подготовку, а дети вовсе не были предупреждены. Учителя до сих пор не владеют полной информацией о задачах сочинения и критериях его оценки. Ошибки будут отмечаться отдельно, однако в первую очередь будет оценивать содержание работы. Стресс, который школьники получат от данного задания, будет хотя бы частично нивелирован тем, что они будут писать его в стенах родной школы.
Гузенфельд отметил, что сочинение никуда и не исчезало из школьной программы, так как после прохождения любой значимой темы школьники пишут зачетную работу в форме сочинения. Однако то насколько самостоятельно они это делают, остается вопросом. В классе учащиеся не успевают закончить работу, а дома они вольны использовать интернет с Википедией и другими справочными материалами.
Казанский педагог уточнил, что использование ребятами интернет ресурсов с цитатниками и сборниками афоризмов никак не отражается на качестве письменных работ потому, что они, приходя в школу, тут же все забывают, поскольку в устной и письменной речи такими выражениями не пользуются. Существуют и исключения в виде нравственно и духовно развитых ребят, но для них нет принципиальной разницы, какой источник использовать – интернет или классическую литературу.
По словам Гузенфельда, традиционное итоговое сочинение, однако должно исправить текущую ситуацию, хотя и не сразу. При сдаче ЕГЭ дети ориентировались на лаконизм изложения и писали всего до 200 слов. А ведь раньше выпускники могли писать не менее 4-6 страниц. Школьники разучились грамотно формулировать свои мысли и доводы, опираясь на знание текста. ЕГЭ привел к натаскиванию учеников, обучению технологии написания теста вместо поиска знаний – того, что принято называть компетенцией. На уроках школьники совсем перестали говорить, а учебный процесс превратился в монолог учителя вместо диалога с учеником.