Франция гордится своей системой школьного образования. Тем не менее, растущее недоверие к государственной системе школьного образования — одна из основных причин, почему родители оставляют своих отпрысков учиться дома. Среди сторонников домашнего обучения есть даже учителя.
По официальной статистике, детей, обучающихся на дому, около 20 тысяч. Представители частных школ, предлагающих курсы заочного обучения, говорят о стремительном росте этой категории учащихся, даже несмотря на то, что домашнее обучение становится дорогим: курсы стоят от 330 до 2000 евро в год на одного ребенка, пишет немецкий журнал Spiegel. При этом, как правило, один из членов семьи бросает работу (чаще всего мама), чтобы обеспечить процесс домашней подготовки.
Интересен тот факт, что многие «домашние ученики» — дети учителей. «Я не хотел посылать своих детей в школу, после того как увидел и узнал ее изнутри»,- говорит бывший учитель Марсель. Другой учитель, который и сейчас работает в государственной школе, забрал оттуда двух своих дочерей, после того как сам проработал 2 года. «Почти половина всех учащихся не овладевают после основной школы основами арифметики», — говорит этот педагог. На заочных курсах, которые он выбрал для своих дочерей, уровень явно выше, чем в государственной школе.
Если родители французских школьников не хотят, чтобы их дети получали в школе базовые знания в течение первых шести школьных лет, то российские предпочитают не посещать школу на последних годах обучения, когда подросток уже определился с выбором профессии. Подготовка к поступлению в хороший вуз отнимает очень много времени и сил, а тратить их на ежедневное посещение школы не хочется. Вот они и выбирают такую форму «домашнего обучения» как экстернат. За последние десять лет число учащихся-экстернов только в Москве увеличилось почти в 20 раз. Следует отметить, что экстернат можно назвать домашним обучением не по сути, а по месту получения знаний. Потому что в России деятельность экстернатов регламентируется соответствующим законом Министерства образования и экстернат — это бесплатная программа, которая дает школьнику право заниматься самостоятельно и приходить в школу только для сдачи экзаменов. В набор услуг, оплачиваемых департаментом образования, входят 2 консультации перед каждым экзаменом, лабораторные занятия и сами экзамены. Экстерн имеет право брать учебники в библиотеке, принимать участие в олимпиадах и конкурсах. Для получения свидетельства о среднем образовании необходимо пройти государственную аттестацию. Такой вариант обучения обязано предоставлять любое государственное учебное заведение.
Но на деле большинство сегодняшних учеников привлекает внимание другая форма обучения, при которой сроки обучения сокращаются вдвое, — так называемый интенсив. Такую возможность предлагают школы, имеющие лицензии на оказание дополнительных образовательных услуг. Обучение по интенсивной программе осуществляется на платной основе. Программа 10-11-х классов изучается за один год; 11-го — за 4,5 месяца (с октября по январь или с февраля по май). Можно заниматься в группах, брать индивидуальные консультации. Полгода интенсивного обучения в государственной школе может стоить около $500, в негосударственной — примерно в два раза дороже.
Экстернат — это хорошо или плохо? Однозначно ответить на этот вопрос нельзя. Данная форма обучения имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Директор Института возрастной физиологии РАО Марьяна Безруких в интервью газете Известия выделила такие плюсы экстерната как большая ответственность подростка в ситуации вынужденного самоконтроля. «В экстернате человек сознательно снимает с себя лишние нагрузки. В очных экстернатах дети ходят в школу несколько дней в неделю, но эти занятия отличаются от обычных — это лекции, консультации. Изучение какого-то предмета, как правило, идет большими блоками (закончили химию — начали географию). Для многих экстернат — спасение: исследования показывают, что рабочий день обычного школьника, который действительно выполняет все домашние задания (а потом готовится в вуз), длится более 16 часов», что не укладывается ни в какие рамки, считает Марьяна Безруких.
А еще неоспоримым плюсом экстерната является приобретение опыта сдачи экзаменов. Ведь ученикам постоянно приходится что-нибудь сдавать. И к началу выпускных испытаний старшеклассники их не боятся. А потом меньше опасаются и вступительных.
Кроме того, существуют еще и такие причины ухода школьников в экстернат, как «конфликты с педагогами или со сверстниками, в результате которых подростки не могут по эмоционально-психологическим соображениям находиться в школе. Экстернат позволяет снять эти негативные факторы».
Таким образом, «экстернат помогает снять перегрузки и сохранить здоровье — как физическое, так и психическое. Плюсов у него больше, чем минусов», — уверяет Марьяна Безруких.
Что касается негативных моментов, то не стоит забывать о том, что вполне возможно такое развитие событий, когда сами ученики нередко пренебрегают не только подготовкой к экзаменам, но и посещением занятий в экстернате. В результате качественное образование экстерном получают лишь немногие.
И еще один минус обучения в форме экстерната: вручают аттестаты не так торжественно, как у обычных учеников, а выпускного вечера может вовсе не быть. Так что, готовы ли молодые люди начинать взрослую жизнь в 15 лет — решать и их родителям, и им самим.