Профессор педагогики Стэнфордского университета Сюзанна Лоеб поделилась с российскими слушателями Высшей школы экономики способами повышения эффективности работы педагога. В своем докладе профессор описала работу учителей из слабых школ, которых пока еще достаточно много в обеих странах.
Сюзанна Лоеб начала свою речь с вопроса о миграции учителей. Для хороших школ характерным является закрепление одних и тех же преподавателе на протяжении многих лет за одной школой. В менее благополучных школах педагоги долго не задерживаются. Стабильность педагогического коллектива в каждой школе зависит от результатов школы и ее места в рейтинге качества школьного образования. В плохой школе учителя считают свою работу временной и относятся к ней с меньшим усердием и интересом.
По мнению профессора, каждая школа должна иметь долгосрочный и краткосрочный план своего развития. Это должны быть осязаемые цели с четко определенными шагами к их достижению, которые позволят школе получить хорошие результаты.
В своем докладе г-жа Лоеб не обошла и вопрос учительских зарплат. Исследовательница считает, что даже четкое планирование не поможет школе в случае миграции учителей. Закрепление педагогического коллектива на одном месте требует денежных вливаний. Однако одного этого тоже мало. Необходимо к хорошей зарплате учителей прибавить также и глобальную работу по поддержке педагогов из неблагополучных школ.
Сюзанна Лоеб подчеркнула, что труд учителей в школе для неблагополучных детей неблагодарный, и поэтому высокая оценка общества поможет таким учителям почувствовать свою причастность к нужному и важному делу. Ведь сильные учителя требуются не только в хороших школах. Больше всего они нужны в школах, где учатся неблагополучные дети.
Другая актуальная тема для России и США, по мнению профессора, связана с оценкой качества труда педагогов. По ее словам, существует два взаимодополняющих способа оценки качества работы учителя. Первый способ связан с оценкой успеваемости школьников. К примеру, в США органы управления образованием имеют доступ к любой информации об успеваемости учеников. Поэтому аналитическая работа с результатами ребят там не составляет труда. Анализ данных оценок (с помощью некоторых математических вычислений) позволяет не только зафиксировать имеющееся положение дел, но и составить прогноз успехов школьников на конец учебного года. Затем реальные результаты, которые были получены в конце года, могут быть сопоставлены с «прогнозируемыми». А это, в свою очередь, позволяет понять, каких результатов достиг каждый учитель. Если реальная оценка в конце года оказывается выше прогнозируемой – это заслуга педагога, который сделал даже больше, чем мог. Хотя этот метод и нельзя назвать абсолютно точным, по мнению Лоеб, он вполне может работать.
Профессор считает, что второй способ позволит узнать, сможет ли педагог сформировать у своих учеников необходимую базу для усвоения знаний в последующие годы обучения. Для этого способа используется более сложная и затратная схема, так как она строится на опросах учителей и детальном анализе непосредственно учебных программ. К ним также добавляются методы, которые используются учителями, и соотнесение этих методов с результатами школьников в конце учебного года. Все это поможет оценить работу педагога более объективно, нежели это делается сейчас.
Американская исследовательница пришла к выводу о том, что яркие, харизматичные и популярные педагоги здорово заинтересовывают учеников своим предметом, за счет чего на уроках повышается внимание и дисциплина ребят. Как результат – улучшение оценок детей по этому предмету. Однако нередко учителя не столь яркие, и, порой, даже «нудные» помогают школьникам в формировании хорошей основы для освоения программы. Они берут своей методической работой и настойчивостью. Таким образом, по мнению Лоеб, школа нуждается в разных учителях, и для измерения качества их труда необходимы разные способы.
Не поленилась профессор дать оценку и работе профсоюзов. Многие педагоги в США, которые, как правило, состоят в профсоюзах, больше интересуются собственной зарплатой и льготами, включающими отпуск, страховку, сверхурочные, и меньше – самим процессом обучения.
При этом в американских школах по сей день существует масса нерешенных вопросов, самым серьезным из которых выступает вопрос о наркомании и школьном насилии. Независимые исследования правозащитников из организации Помощи проблемным подросткам продемонстрировали результаты, согласно которым торговля наркотиками ведется в 99% школ США. А что касается детского насилия, то только в одном Нью-Йорке за последние 5 лет было принято 30 законов, направленных на снижение уровня жестокости в школах.