В последнее время популярность экстерната растет на глазах. Чем же хороша эта форма обучения, если ты не больной и не спортсмен? Об этом я и поговорила с Галиной Алексеевной МИСЮТИНОЙ, директором Центра интенсивных технологий образования. Обычно именно к ней приходят родители, когда хотят выбрать для своего ребенка школу получше или форму обучения поудобнее.
— Галина Алексеевна, объясните мне как профессионал, какие же плюсы у экстернат-обучения?
— Во-первых, можно выспаться. Согласитесь, веское преимущество. Также можно самому или с подачи родителей решить, как организовать свой рабочий день: в какое время сесть за учебники, а когда пообедать или погонять в футбол. Во-вторых, можно раньше определиться с выбором профессии и решить, на какой предмет «поднажать», а где взять поверхностные знания. Многим учителям и ученикам нравится и необычный способ подачи знаний в экстернате — так называемое блочное изучение предмета: выучил предмет полностью, сдал его — и свободен! Изучение с таким глубоким погружением в материал — это действительно неплохая подготовка для будущих абитуриентов.
— Всего-то?
— Да, за остальные консультации придется платить.
— И много?
— Все зависит от уровня школы и, собственно, решения директора. Но в основном цены стандартные, такие же, как у обычных репетиторов. Правда, это касается индивидуальной формы консультаций. Если ребенок будет работать в небольшой группе, то родителям, естественно, придется платить гораздо меньше.
— А деньги куда?
— Школе и самим учителям, естественно. Как за оплату отдельных консультаций. Но я хочу предупредить, что не каждая школа проводит дополнительные консультации.
— Если я захочу, чтобы мой ребенок обучался экстерном, то директор не вправе мне помешать?
— Есть так называемые базовые школы-экстернаты в каждом округе Москвы, а все остальные школы имеют право переводить своих учеников на эту форму обучения. Если ребенок учится в обычном классе и ему по какой-либо причине нужно перейти на обучение экстерном, то родители пишут заявление на имя директора школы, и администрация должна удовлетворить желание родителей и ребенка.
— Короче, не отвертятся они.
— Сейчас по закону администрация любой школы не имеет права вам отказать. Но нужно реально смотреть на вещи. Есть ли у школы возможность проводить обучение экстерном? Если на всю школу нашлось всего два ребенка-экстерна, то кто будет с ними возиться, проводить отдельные аттестации в определенное время, которое устраивает детей, но может совсем не устраивать учителей?
— А есть ли какие-то ограничения по возрасту?
— Документы от учеников на экстерн-обучение принимаются в общеобразовательных школах только до 18 лет. А после восемнадцати — это уже вечернее обучение.
— Когда лучше всего позаботиться о поступлении в экстернат?
— Если вы вдруг захотите перевести ребенка в экстернат в середине одиннадцатого класса — это будет нереально. Если ребенок половину года проучился на очном обучении, то и экзамены ему придется сдавать на общих основаниях, по общей форме. А с десятого, в крайнем случае — сразу после десятого класса, вы оговариваете способ обучения с администрацией школы. Если договориться с администрацией не получается, и вас что-либо не устраивает — переводите ребенка в другую школу, где уже есть достаточно большое количество экстернов и система, что называется, отработана.
— Но на деле учителя и завучи делают все возможное, чтобы ученики ходили в классы, как всегда. Это так?
— В каждой школе по-разному. В одной — директор и классный руководитель идут навстречу детям. В другой — всячески противятся экстернату, считая это новомодным и вредным увлечением. Но последних становится все меньше и меньше. Очень много школ сейчас специализируются на Интернет-подготовке. И задания, и консультации, и проверка работ происходят по Интернету.
— А не является ли это и самым большим минусом — то, что ребенку фактически достаточно для получения диплома сидеть дома за компьютером?
— Да, это главный минус экстерната. К тому же это очень болезненно, когда, проучившись десять лет в одном классе, ребенок вынужден отстраниться от коллектива, перейти на новую форму обучения. Психологически дети обычно переносят это очень тяжело.
— Что, даже выпускного бала нет?
— Некоторые школы-экстернаты проводят для своих детей выпускные балы. А некоторые — нет.
— Что бы лично вы посоветовали родителям, которые думают о том, чтобы перевести ребенка в экстернат?
— Родителям надо все взвесить. С одной стороны, экстернат может как облегчить, так и усложнить и поступление в вуз, и само психологическое состояние ребенка. И все же я бы советовала переходить на экстерн-обучение в классе десятом, если в этом есть острая необходимость.
— А кто ввел моду на экстернаты?
— Одаренные дети, которые готовились к поступлению в престижные вузы. Почему-то считается, что так ребенку будет легче поступить в вуз. Но я вам по секрету скажу — гарантий никаких нет. Все зависит от самого ребенка, от его готовности долго и упорно учиться. Но с другой стороны — у нас свободная страна. Каждый решает сам для себя.
«ЗА» И «ПРОТИВ»
Настя, студентка 4-го курса МГЛУ:
— Было немножко страшно: я, отличница, оказалась в школе, в которой был экстернат. Мама с папой сказали: «Вряд ли тебе будет там весело и ты заведешь много новых друзей». Я смирилась с тем, что это время мне придется вычеркнуть из жизни. Но постепенно у меня там появлялось все больше и больше знакомых. Все были такие разные, в обычной школе такого никогда не увидишь. Многие старше, давно бросили школу, хлебнули взрослой жизни, а потом решили доучиться (точнее, получить аттестат): девочки, родившие детей, мальчики, отслужившие в армии (за мной даже ухаживал один такой мальчик, школьная наука ему давалась с большим трудом). Я общалась со всеми, хотя раньше думала, что интересно может быть только с людьми своего круга. Вечерняя школа помогла мне избавиться от снобизма.
Сережа, студент 3-го курса ИСАА МГУ:
— Мне кажется, что я просто не умею учиться в школе: не умею усваивать информацию в том виде, в котором ее подает школа. Хорошие оценки были только по тем предметам, которые мне нравились, а по остальным — на урок идешь, как на каторгу. В общем, аттестат в девятом классе мне дали с большим трудом. Тогда я понял, что так я не окончу школу никогда, и решил попробовать сдать экстерном экзамены сразу за одиннадцатый класс. В течение недели я не должен был заниматься вообще ничем, кроме одного предмета. Это оказалось для меня таким облегчением! За неделю перед экзаменом я прочитывал учебник (обычно два учебника: за десятый и одиннадцатый классы), сам спокойно разбирался во всем, что было непонятно. Не могу поручиться за все школы, но я все сдавал по-честному, в том числе и химию с физикой.
Зоя, аспирантка РГГУ:
— Из-за чего я ушла в экстернат — сейчас уже трудно вспомнить. Так, я ни с того ни с сего попала в вундеркинды, сэкономила себе год. Сразу поступила на свой филфак, оказалась самой младшей на курсе. Зачем я себе этот год экономила — в общем-то, так до конца и не поняла, не мальчик ведь, в армии не служить! Но на четвертом курсе у меня родился сын, я взяла академ, сэкономленный год пригодился: окончила вместе со своими ровесниками. Сейчас я уже учусь в аспирантуре, а из моего класса еще не все окончили институты: кто тоже в академ уходил, кто отчислялся-восстанавливался, кто факультет менял… Я одна успела и сына родить, и диплом защитить, и в аспирантуру поступить. Одноклассники смеются, что я впереди планеты всей. Если бы мне снова было шестнадцать, и в руках у меня был аттестат, я бы лучше сэкономленный год потратила на что-то необычное и неожиданное, на пробу своих возможностей, например, попробовала бы поступить во ВГИК или в Литинститут… Посоветовала бы я кому-то оканчивать школу экстерном? Однозначного ответа у меня нет. Для меня это был выход, и для многих, наверное, тоже; и это было некое достижение, повысившее мою веру в себя. Но то, что я сама у себя украла год, — это не пустые слова. И мне очень жаль этот потерянный год общения.