Открыт набор
на 2020-2021 учебный год
Скидки до 20% от школ партнеров

Низкий уровень по математике — это удар по обороноспособности страны

Профессор Независимого московского университета Алексей Сосинский рассказал о нынешнем положении дел в математическом образовании.

Низкий уровень по математике — это удар по обороноспособности страны

Сосинский начал с сообщения о том, что на сегодняшний день в математическом образовании наблюдается огромный регресс. Это происходит во всех странах, не только в России. Причины такой глобальной проблемы в каждой стране свои. К примеру, математическое образование во Франции деградирует потому, что обучением детей перестали заниматься преподаватели с кандидатскими степенями в педагогических науках. Высокообразованные люди в связи с тем, что математика начинает играть все большую роль в жизни современного общества, предпочитают обучению детей высокий заработок в частных фирмах. При этом возникает парадоксальная ситуация – математика, с одной стороны, становится все более важной движущей силой в развитии технологий, общества и промышленности, а с другой стороны наблюдается потеря интереса общества к ней, в частности, у школьников.

В России данный регресс ощутим не в такой степени: здесь до сих пор сохраняется традиция проведения олимпиад, внеклассного образования и кружков. Уровень элитных школ, выпускающих призеров таких олимпиад, также остался высоким.

Алексей Сосинский также выразил свое мнение относительно укрупнения школ. Он пояснил, что при присоединении к элитной школе дочерних или других учебных заведений для того, чтобы подтянуть слабых учеников, на деле получается приобретение учителями сильной школы ненужной им нагрузки, что негативно сказывается на работе учебного заведения.

В связи с нововведением, предусматривающим уравнивание всех школ, Сосинский вспомнил, как он и все, кто был связан с Московским центром непрерывного математического образования, боролись против перехода на сдачу экзаменов в форме ЕГЭ. Так как препятствовать введению этой формы экзаменов им не удалось, они возглавили создание математических вариантов госэкзаменов. При этом из ЕГЭ по математики были изъяты задачи с выбором ответа, а также был найден способ избежать жульничества, которое связано с раскрытием вариантов.

В настоящее время в начале каждого учебного года публикуются все задачи, которые планируются в ЕГЭ в размере 30000 штук. Согласно первоначально предложенному плану, из этих задач создавалось множество вариантов, а за 30 минут до начала экзамена компьютер посредством случайного выбора выдавал нужный вариант, который сразу же отправлялся в пункты проведения ЕГЭ. В дальнейшем Министерство запретило такой метод в связи с его ненадежностью. Министерство потребовало, чтобы оно получало те варианты, которые будут использоваться на испытании, в начале учебного года.

Алексей Сосинский также поделился своим взглядом на снижение минимальных баллов по ЕГЭ по русскому языку и математике. По его мнению, такое положение вещей свидетельствует о том, в каком состоянии сейчас находится массовая школа. Она – деградирует. В этом году жульничества на ЕГЭ по математике удалось избежать, за счет чего стала видно плачевную ситуацию с математическим образованием.

Однако, по словам Сосинского, деградация образования пока не влияет на появление в России сильных математиков – они, как и прежде, учатся в элитных школах, участвуют в олимпиадах и поступают в хорошие ВУЗы. Поэтому в стране будут продолжать выпускаться математики, шахматисты и хоккеисты экстра-класса вопреки действиям Минобрнауки. Правда, в связи с условиями работы в России, все они, скорее всего, будут проживать в других странах.

По мнению профессора, самое страшное в этой ситуации то, что низкий уровень знаинй учащихся массовой школы по математике является сильным ударом по обороноспособности страны. Если около 40% школьников не умеют решать простейшие задачи то, как они будут работать на ракетной установке, на радаре или на другом оборудовании?

Данная ситуация усугубляется еще и тем, что в инженерные ВУЗы поступают, в основном, троечники. В массовых школах дела обстоят плохо, хотя элитные школы пока еще держатся на плаву. Однако выигрыш, имеющийся за счет сильных школ, уничтожается тем, что лучшие умы уезжают за границу. Правда, правительство отчасти осознает, эту проблемы и пытается ее решить. Появились так называемые мегагранты. Они представляют собой гранты с очень высокой оплатой и возглавлятся российскими математиками или математиками российского происхождения, работающими за границей. Грант выдается на 3-4 года, а руководитель в этот период проживает на территории Российской Федерации, оказывая влияние на подрастающее поколение и не теряя связи с российской математикой.

Одним из наиболее удачных экспериментов в области математического образования за последнее время Сосинский считает появление математического факультета в Высшей школе экономики. Он отметил, что преподаватели на этом факультете, в большинстве, молодые люди от 30 до 40 лет, которые получили свой PhD в США, во Франции, в Израиле, и которые получают европейскую зарплату.