Согласно данным Рособрнадзора, в этом году в ВУЗы на бюджетные места было зачислено 60% выпускников. Инженерно-технические специальности выбрали лишь единицы. Россия постепенно становится страной экономистов без экономики и чиновников, которым некем и нечем руководить.
В 2014 году в МГУ было подано 1760 заявлений на юриспруденцию, 1476 заявлений на экономику и только 308 заявлений на лечебное дело. В ГУУ на менеджмент поступило 2500 абитуриентов, в ВШЭ на государственное управление – 1500 абитуриентов, а в МАИ на авиастроение – 590 абитуриентов. При этом не только в Москве поступающие мечтают о карьере так называемых «белых воротничков», но и в глубинке просто аншлаг на «чиновничьи» факультеты и острая нехватка новобранцев в технических институтах.
Следует отметить и то, с какими баллами молодые люди попали в этом году на бюджет. В гуманитарные ВУЗы абитуриенты могли поступить, имея минимум 200-210 баллов за 3 предмета, а на направление «ядерная энергетика» в МГТУ им. Баумана – со 176 баллами. Таким образом, средний балл по физике, математике и русскому языку у нынешних поступивших равен 58. В МАИ на факультет «самолетостроения» поступили люди с 47 баллами за ЕГЭ, а на факультет «техносферной безопасности» — с 46 баллами.
Доктор физико-математических наук, директор Научно-исследовательского института системных исследований РАН, академик Владимир Бетелин сообщил информацию о том, что еще год назад в России насчитывалось 743000 абитуриентов, из которых, по статистике приемных комиссий, на физтех и мехмат в стране поступило всего 205 выпускников с реальными пятерками и 1400 выпускников с полноценными четверками по математике. Кроме этого, только 5485 человек, которые сдавали информатику, были подготовлены к программам профильных университетов. 80% абитуриентов оказались необучаемыми.
Академик Бетелин для того, чтобы объяснить популярно, какое влияние на Россию оказали образовательные реформы 1990-2000-х годов, предложил вспомнить картину «Устный счет», которая была написана художником Богдановым-Бельским, на которой сельские ученики в уме решают упражнение: (102+112+122+132+142) : 365 = … Также он процитировал письменное задание для абитуриентов 2011 года, с которым не справились около 147000 выпускников: «В доме, в котором живет Петя, один подъезд. На каждом этаже расположено по 6 квартир. Петя живет в квартире номер 45. На каком этаже проживает Петя?».
Данной иллюстрацией профессор подчеркнул проблему образованности абитуриентов, поступающих в технические ВУЗы. Он напомнил, что страна уже давно ничего не производит, работает на импортном оборудовании, под руководством западных топ-менеджеров, по зарубежным технологиям. Какая экономика может быть выстроена вместе с такими студентами, когда она теперь не промышленная, а финансовая. Станкостроение и машиностроение отсутствует, лаборатории и научные институты постепенно умирают, об эффективности высших учебных заведений судят лишь по их умению зарабатывать деньги. До того, как были введены санкции против России, такое положение дел многих устраивало. Однако в новых условиях все стали думать о нехватке инженеров и низком уровне подготовки кадров.
Специалистам просто неоткуда взяться. В этом году Минобрнауки РФ прислало письмо в 171 филиал технических ВУЗов с приказом об отказе от непрофильных специальностей. Только на прошлой неделе 119 учебных учреждений были лишены возможности принимать абитуриентов за то, что бездумно выпускали менеджеров, юристов и экономистов. В 2013 году в стране было сокращено количество бюджетных мест на гуманитарных факультетах, а на технических, медицинских и математических факультетах наоборот увеличено. Будущим инженерам было отведено 46% от общего объема мест. При этом далеко не все регионы смогли их заполнить. Инженерно-технологические направления так и не стали приоритетными для выпускников средних школ.
Эксперты утверждают, что Россия давно испытывает дефицит линейных инженеров, а также специалистов в области эксплуатации технических систем. Крупные компании не могут найти настоящих профессионалов, а преподаватели ВУЗов остаются недовольны студентами, так как те не могут справится с самыми примитивными заданиями.
Между тем, директор НИИСИ РАН вместе с директором Политехнического института Сургутского университета запустили работу над программой внедрения суперкомпьютерных технологий в нефтегазовую отрасль. При ВУЗе был создан кампус, в котором осуществляется непрерывное обучение кадров – от детского сада до высшей школы и производства. То есть здесь реализуется новая образовательная модель и одновременно под конкретную отрасль идет перестройка технологической цепочки.
Сегодня к сургутскому опыту присматриваются другие высшие учебные заведения страны, однако пока что не решаются его перенимать, так как программа таких кампусов пока еще не полностью согласована с чиновниками.
Академик Владимир Бетелин убежден, что без технического образования Россия не получит экономических преимуществ. Он выразил надежду на то, что страна все еще в состоянии если не полностью, то хотя бы частично попробовать воссоздать высшие инженерные школы. Главное, чтобы для этого было желание.